ВВЦ, Levi Strauss, Yves Saint Laurent заподозрили в наркопропаганде
Житель Оренбурга пожаловался в ФАС на производителей напитков, парфюма, ремней для гитар, а также на фонтан и павильон ВВЦ
Житель Оренбурга Владимир Савинков обвинил ряд известных компаний в пропаганде запрещенных веществ. В направленном в Управление Федеральной антимонопольной службы Оренбурга заявлении (копия есть у «Известий») Савинков просит запретить рекламу и продажу Coca-Cola, духов Opium, ремней для гитар Rasta, шоколадных конфет «Красный мак» и нескольких видов конопляного масла. Он также просит снести одну из статуй фонтана «Дружба народов» и павильон «Геология» в ВВЦ.
Как указал Савинков, основанием для его заявления стали нарушение указанными им организациями ст. 6.13 КоАП («Пропаганда наркотиков»), а также «личное неприятие и обеспокоенность за своих близких». Как сообщил «Известиям» источник в УФАС Оренбурга, заявление принято к рассмотрению.
Заявитель отметил, что название напитка Coca-Cola пропаганирует южноамериканское растение коку, из которого делают кокаин. Оренбуржец напоминает о бескомпромиссной позиции российских властей по поводу коки, приведя в пример законопроект президента, опротестовывающий оговорку Боливии к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года. По этой оговорке страны, заключившие конвенцию, позволяли жевать листья коки боливийцам в течение 25 лет. Но срок оговорки истек в 2001 году, а в Боливии листья коки остались по-прежнему легальными. Протест, внесенный президентом России, призван уберечь другие страны от либерализации антинаркотического законодательства. Савинков не утверждает, что сейчас в составе безалкогольного напитка есть экстракт коки, но напоминает, что он был в его рецепте и именно это растение дало название газировке.
Еще один производитель, вызывавший нарекания, — модный дом Yves Saint Laurent, выпускающий парфюм Opium.
«В названии продукта присутствует пропаганда сильнодействующего наркотика опиатной группы», — заявил бдительный оренбуржец. Провоцирующим он счел и рекламный слоган духов: «Опиум для тех, кто в зависимости от Yves Saint Laurent».
Компания Levi Strauss & Co, по мнению Савинкова, пропагандирует наркотики тем, что изображают эмблему в виде конопляного листа на своих гитарных ремнях серии Rasta.
«Приобретать данные продукты предлагается музыкантам, как молодым начинающим, так и известным, собирающим тысячи поклонников, на которых они оказывают сильное психологическое влияние», — говорится в заявлении.
Не обошел стороной оренбуржец и такие невинные на первый взгляд продукты, как шоколадные конфеты «Красный мак» от фабрики «Красный Октябрь» и конопляное масло от местных, оренбургских компаний ООО «Виктория» и ООО «Агро-ЗРК». Что касется конфет, то они, по мнению заявителя, воздействуют на сознание детей и подростков. На их этикетке изображен мак вида Papaverum somniferum L. — сырье для опиума и героина. Производители же конопляного масла «способствуют распространению мнения о «полезности» конопли в целом». К тому же и упаковка это продукции провокационна — на ней ярко и красочно изображены кусты конопли.
Савинков отмечает, что пропаганду наркотиков можно увидеть и в столичных памятниках архитектуры, и в названиях улиц. В качестве примеров он приводит «Сноп изобилия» — элемент фонтана «Дружбы народов» в ВВЦ, барельеф павильона «Геология» с листьями конопли на той же территории. Не забыл автор и улицу Конопли в селе Донском Оренбургской области. Автор обращения пишет, что следует решить вопрос и по этим фактам пропаганды.
Владимир Савинков сообщил «Известиям», что ему эти проблемы «уже набили оскомину, а воз и ныне там».
Руководитель методического комитета Гильдии маркетологов Леонид Иванов сообщил, что если в ФАС сочтут претензии обоснованными, то специальная комиссия оценит действительно имеет место пропаганда наркотиков. При этом самому заявителю никаких доказательств и обоснований своих подозрений собирать не потребуется.
— Он свое дело сделал — написал бумагу в надзорное ведомство, — говорит Иванов. Впрочем, по его мнению, обычная цель подобных жалоб — получить отступные от компаний, желающих сохранить репутацию.
Исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии Сергей Ванин отметил, что в борьбе с юристами крупных компаний, таких как Yves Saint Laurent, Савинков обречен на поражение.
— Тем более что эти духи с 1977 года выходят во многих странах мира и переименовать их не требуют, — отметил Ванин. — Opium запретили к продаже только в коммунистическом Китае. По одной версии — из-за пропаганды наркотиков и из-за того, что название напоминает китайцам об опиумных войнах, а по другой — из-за мускус-кетона, входящего в состав духов: его сочли вредным веществом.
Эдуард Кириченко, заместитель гендиректора ООО «Агро-ЗРК» (один из производителей конопляного масла, на которых жалуется оренбуржец) сообщил, что их дважды в год проверяет Федеральная служба по контролю за наркотиками. И находит, что их продукция безопасна.
— К нам этот человек не обращался. Если бы обратился, я бы выслал ему полезного для здоровья конопляного масла, он помазал бы им голову, — резюмировал Кириченко.
Другие компании, указанные в заявлении Савинкова, не смогли предоставить комментарии «Известиям» к моменту выхода материала. В УФАС Оренбурга отметили, что заявителю могут отказать в его требованиях, только лишь сославшись на технические причины — неверное оформление документа.
Источник: Известия