Российские потребители не верят в конец света


Offtop | 11 Декабря 2012 12:59:31 | 12

Вместо продовольственных запасов они активно покупают подарки к Новому году

В этом году россияне, похоже, начали предновогоднюю консьюмерскую гонку даже раньше положенного срока. Стагнация в потребительских расходах россиян закончилась фактически в августе. Начиная с сентября, мы видим устойчивый рост повседневных расходов. И этот рост бьет все рекорды. В ноябре, впервые за пять лет наблюдений, расходы россиян превысили аналогичные траты в декабре предыдущего года. Народ раскрыл кошельки. Особенно представители средне- и высокодоходных групп. И потребители не запасаются гречкой, солью и спичками перед прогнозируемым «концом света». В ноябрьских списках покупок резко возросла доля мелкой бытовой техники. А это – ранняя предновогодняя гонка чистой воды.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в ноябре 2012 года выросли на 1,2% по сравнению с октябрем и превысили пиковое значение декабря 2011.

Это первый случай за последние три года, когда ноябрьские расходы оказались выше прошлогодних декабрьских. Подобное наблюдалось ранее, но тогда это происходило в условиях 12-16% годовой инфляции. В этом же году показатель инфляции, скорее всего, не превысит 7,5%. Не следует смущаться невнятным ростом ноября к октябрю. Октябрь 2012 продемонстрировал самый мощный рост по сравнению с сентябрем за пятилетний период наблюдений и выдал пиковые значения, сопоставимые с декабрем прошлого года, чего ранее никогда не наблюдалось.

По сравнению с ноябрем прошлого года повседневные расходы в ноябре 2012 увеличились почти на 15% в номинальном выражении, обогнав инфляцию, по крайней мере, в два раза. В октябре была точно такая же картина. Очень похоже на то, что в этом году «ралли Деда Мороза» на рынке продуктов питания и товаров повседневного спроса началось уже в октябре. Косвенным свидетельством в пользу этой гипотезы является резко возросшая доля мелкой бытовой техники в повседневных непродовольственных покупках россиян.

Теперь уже можно с уверенностью констатировать, что тенденция, которую мы наблюдали с декабря 2011 по август 2012 (стабилизация номинальных темпов роста на уровне 7-8% годовых, а реальных на уровне 1-2% - строго говоря, инфляционная стагнация), сломлена. Три месяца подряд номинальные темпы роста повседневных расходов составляют 13-15% годовых, а с поправкой на инфляцию – 6-7%.

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – ноябрь 2012

Российские потребители не верят в конец света

100% = январь 2008 года

Источник: Холдинг Ромир, ноябрь 2012

В Москве повседневные расходы в ноябре выросли по сравнению с октябрем на 5%, а по сравнению с ноябрем прошлого года – на 12%.

А вот в Петербурге они снизились на 6% к октябрю, а к ноябрю прошлого года выросли только на 5,6%. Но здесь будет уместно напомнить, что в октябре в Петербурге наблюдался беспрецедентный рост повседневных расходов. Они выросли сразу на 19% к сентябрю, преодолев пятимесячную стагнацию. Видимо жители Северной столицы решили сделать небольшую потребительскую паузу перед Новым годом.

В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в ноябре также снизились (но всего лишь на 2%) по сравнению с октябрем. Но и в них, так же как в Петербурге, в октябре наблюдался очень сильный рост расходов. По сравнению с ноябрем прошлого года повседневные расходы в «миллионниках» выросли на 19%.

А вот в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы выросли так же умеренно, как в целом по стране – на 1,2% по сравнению с октябрем и на 7,5% по сравнению с ноябрем прошлого года. В этих городах особо бурного роста не наблюдалось и в октябре.

Расходы наименее обеспеченных горожан в ноябре сократились по сравнению с октябрем на 4%, по сравнению с ноябрем прошлого года - выросли на 4,6%. В предыдущем месяце они показывали очень скромный рост.

В среднедоходной группе повседневные расходы также снизились на 2% к октябрю, а к ноябрю прошлого года выросли на 12%. Но в этой доходной группе показатели роста в октябре были очень значительными - +16% к сентябрю и +21% по сравнению с октябрем 2011. В этой доходной группе повседневные расходы достигли своего максимума в октябре за весь период наблюдений, превысив на 2,5% предыдущее рекордное значение декабря 2011.

В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов расходы в ноябре выросли на 6,5% к октябрю и на 13,6% к ноябрю прошлого года и достигли пиковых значений декабря 2010 года.

Структура распределения расходов между продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса начинает приходить «в норму» - 65% и 35% соответственно. Примерно такой же она была в 2008 и 2009 гг. Но в 2010 и 2011 годах – 70% на 30% соответственно.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Ромир

последние новости

Комментарии

Goliй Vasya | 11.12.2012, 13:37
Я слышал, решили конец света совместить с Новым годом.
Anonymous | 11.12.2012, 13:44
Интересный эффект может получиться)
Anonymous | 11.12.2012, 14:38
и со старым новым годом тоже.
Герасим | 11.12.2012, 18:59
В России два конца света будет? Еще и по старому стилю?
Ботаник | 11.12.2012, 15:36
Новогодняя ночь из-за обилия фейервеков на конец света смахивает.
рубака-парень | 11.12.2012, 18:46
Несколько лет назад я часа в четыре ночи 1 января вышел на улицу. Дышать было нечем - сплошной порох.
Околодвух | 11.12.2012, 15:21
Но конец света не помешает же нам выпить!
Anonymous | 11.12.2012, 17:28
люто плюсую!!!
ЯБЕДА | 11.12.2012, 18:00
Конец света давно уже идет.
Человек из агентства | 11.12.2012, 18:45
А какой смысл покупать гречку, керосин и спички, если конец света? Лучше успеть все пропить )
Anonymous | 11.12.2012, 18:58
очень интересно бы посмотреть... в каких формах протекает такое явление природы...
Тheу | 11.12.2012, 19:05
Говорят, красиво

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16368
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама