04 Сентября 2009 | 07:42

Блогер победил журналистов с помощью Саяно-Шушенской ГЭС

Drugoi vs. «Интерфакс»

Картинка Блогер победил журналистов с помощью Саяно-Шушенской ГЭС

Вот и родился будто бы давно ожидаемый конфликт новейшей эпохи. Существовавшие дотоле параллельно друг другу блогерство и профессиональная журналистика столкнулись лицом к лицу в одно время и в одном месте — на разборке завалов Саяно-Шушенской ГЭС. Если верить «Интерфаксу», российский «блогер номер один» — drugoi, он же руководитель отдела мультимедиаблогов компании SUP Рустем Адагамов, выжил с места событий корреспондента уважаемого агентства «Интерфакс» Дмитрия Афонина.

«Дело тут абсолютно не в том, кто прав, а кто виноват. Кто где соврал и на кого обиделся — дело второстепенное. Главное — что одно из крупнейших и мощнейших СМИ в России — по недоразумению ли, по искренней ли наивности или ещё почему — заговорило с блогером на равных, — оценивает конфликт блогера с «Интерфаксом» обозреватель Lenta.ru Aнна Вражина, добавляя: — Когда одно из крупнейших отечественных СМИ, как малый ребёнок, обижается на отдельно взятого блогера — это служит явным признаком того, что что-то очень сильно поменялось».

Правда, автор весьма пафосного комментария (не путать с комментом) так и не сформулировала, что же именно поменялось в отношениях традиционных СМИ с блогосферой? В чём, собственно, должно быть это желаемое «равенство»? И почему его раньше не было?

Утверждается, что вот впервые наконец блогера признали не просто источником, но ПЕРВОИСТОЧНИКОМ информации, которую он, блогер, добывает в равной конкуренции с профи от журналистики. И это, дескать, эпохально важно. Однако в этом утверждении есть очевидная неточность.

Во-первых, далеко не впервые информация от блогера приобретает самостоятельный характер. Все телеканалы мира практически ежедневно показывают фото- и видеокадры самых разных ЧП и событий, скачанные с блогов очевидцев событий.

Во-вторых, блогосфера как коллективный источник информации давно и сразу используется журналистами для поиска тем, героев, фактов. Ещё лет шесть назад в одном известном российском журнале по требованию администратора отключили LiveInternet — под тем предлогом, что сотрудники слишком часто отвлекаются на ведение личных дневников, нежели на подготовку материалов в номер. В ответ журналисты заявили, что пасутся в блогосфере не просто так, а в поисках тем и сюжетов, которые игнорируются подписными агентствами. И сумели доказать полезность блогов на примере уже опубликованных материалов.

В-третьих, есть целый ряд сетевых изданий, для которых сотрудничество с блогерами — постоянная компонента. Взять хотя бы «Часкор» с его разделом «Корреспонденция», всецело состоящим из творчества блогеров.

Наконец, и до аварии на Саяно-Шушенской ГЭС было немало прецедентов, о которых писали, говорили и которые показывали блогеры, — например, Олег Козырев, за пару лет превратившийся из сценариста мультфильмов в постоянного автора нескольких изданий, публициста со своим стилем.

Да и вообще с первого дня ЖЖ (а ему на днях стукнула десятка!) границы между журналистикой и блогерством были размыты. С одной стороны, среди дневниководов есть очень много тружеников СМИ, с другой — часть блогеров берёт на себя функции репортёров, колумнистов и т.п. Когда это происходит в рамках профессиональных критериев, то большинству читателей и зрителей даже и в голову не приходит — это статья (репортаж) штатного сотрудника СМИ или блогера? Здесь важны не формальные признаки, а соответствие, если угодно, нормам и «ГОСТам», на которых держится деятельность любых СМИ.

Рустем Адагамов оказался на Саяно-Шушенской ГЭС в качестве журналиста. И это непреложный факт. Единственное отличие от других журналистов лишь в том, что СМИ у Другого своё собственное, то бишь блог в ЖЖ, аудитория которого больше, чем у многих газет и журналов. Официальный представитель компании «РусГидро» Евгений Друзяка объяснил в эфире радио «Свобода», почему он пригласил Адагамова:

«Это очень просто. Дело в том, что с момента аварии в разнообразных блогах прошло несколько текстов, которые абсолютно не соответствовали тому, что происходило на месте спасательных, а потом восстановительных работ. Просто для того, чтобы и этой многочисленной аудитории, которая развивается, представить абсолютно достоверную информацию о том, что происходит здесь, я пригласил сюда Рустема».

Иными словами, блогер должен был написать то, что, по мнению «РусГидро», является «абсолютно достоверной информацией». Однако любой журналист со стажем скажет, что «абсолютно достоверным» можно считать лишь то, что солнце восходит на востоке, а садится на западе. А во время масштабных катастроф, причины, последствия и виновники которых ещё вообще непонятны, абсолютных истин в конечной инстанции быть не может. И это тем более справедливо, когда «организаторы» аварии водят журналистов в одной стае, дают задавать вопросы лишь отдельным специалистам и на виду у начальства — словом, делают всё возможное, чтобы создать НУЖНУЮ картину происходящего. Которую сами и называют «абсолютно достоверной».

Поэтому всё зависит от точки зрения. Стакан наполовину пуст или наполовину полон? Можно с упоением писать о работе спасателей, о том, как вся страна пришла на помощь и сколько тяжёлых грузовиков вывозят мусор из разрушенного машинного зала. Иные авторы, особливо с гостелевидения, порой доводят себя до экзальтации, восторга, восхищаясь работой ликвидаторов катастрофы. И это хорошо. Если забыть про сотни убитых горем людей, десятки погибших, многомиллиардные потери на много лет… А если не забывать, тогда всё-таки главным вопросом будет один: кто виноват в этом безобразии, во «втором Чернобыле»? А вдруг компания, владеющая ГЭС? А не этот ли дядя-администратор, рассказывающий на пресс-конференции об успешном преодолении последствий?

Даже если виновниками катастрофы признают инопланетян, подозрения насчёт «РусГидро» и её отдельных руководителей останутся. Журналисты хорошо знают, что техногенные аварии (за исключением разве что авиапроисшествий, связанных с погодой и попаданием птиц в моторы лайнеров) имеют, как правило, своих «авторов». И покуда их не назвало следствие, то отношение к подозреваемым должно быть как минимум осторожным. Во всяком случае, ни одно уважающее себя СМИ не признается, что послало корреспондента на место ЧП за счёт или по особому приглашению возможных виновников этого же ЧП. И если в России проблема ангажированности СМИ решается в каждом конкретном случае, то на Западе она давно и безоговорочно решена. В уставах телекомпаний США, например, есть категорические запреты на любые неформальные отношения с «принимающими сторонами» в любых обстоятельствах.

У нас — прямо наоборот. Междусобойчик «РусГидро» и блогера признан… «блестящим пиар-ходом департамента целевых коммуникаций», а высылка корреспондента «Интерфакса» — едва ли не закономерным итогом его подрывной деятельности на месте трагедии.

Оказывается, по словам «блестящего пиарщика» Евгения Друзяка, «этот человек (Дмитрий Афонин. — «Часкор») не готов был употреблять правильные формулировки при описании относительно сложных гидрологических тем». И более того: «…самостоятельно перемещался по территории, пытался получить ответы на вопросы у сотрудников, которые занимаются ремонтом и восстановлением, по теме поиска пропавших без вести и опознанию тел. Хотя он был чётко проинструктирован, что данную тему могут комментировать только те люди, которые этим занимаются, а именно: пресс-служба Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ».

Таким образом, журналиста Афонина обвинили в том, что тот пытался заниматься настоящей журналистикой, а именно: посмел отойти от стаи, задавал вопросы в обход пресс-службы и вопреки специалистам по пиару! Надо полагать, что блогер Адагамов был более дисциплинированным и лояльным, дурацких вопросов о поисках погибших не задавал и вообще был в курсе сложных гидрологических тем. Такому автору — респект и благодарность. А неуправляемого Афонина попросту депортировали восвояси.

Браво, ребята! К шайтану эту дурацкую журналистику, потуги на собственное мнение и попытки независимого расследования!

Опыт «РусГидро» должны перенять и другие предприятия России, оказавшиеся в затруднительном положении. Например, АвтоВАЗ, который с 1 сентября объявил «режим тишины» для СМИ, а точнее говоря — запрет на всякую информацию. А зря. Надо было позвать десяток блогеров в цеха автогиганта, разрешить съёмку и разговоры с парой особо доверенных мастеров. Глядишь, неофиты от журналистики оценят душевность, избирательную открытость администрации и опишут всё ровно так, как требуется новому руководству.

Источник: Частный корреспондент

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru