Прогноз App Annie: мировые расходы на мобильные приложения в 2017 году достигнут $166 млрд
Компания App Annie представила прогноз рынка мобильных приложений на 2017 г. Суммарные расходы, в которых учитываются покупки в магазинах приложений и затраты на рекламу, подойдут к показателю $166 млрд. Потребители в совокупности оставят в магазинах $65 млрд. Основным источником доходов по-прежнему останутся игры, но поступления от подписок на приложения знакомств и потоковой выдачи мультимедиа будут расти быстрее
В течение первых кварталов 2016 г. время, затраченное на приложения для покупок пользователями телефонов на базе Android во всем мире (за исключением Китая), увеличилось на 52% по сравнению с прошлым годом. В основном, это было обусловлено ростом мобильной коммерции. По ожиданиям экспертов, в 2017 г. наиболее впечатляющий рост будет у ритейлеров, ведущих бизнес в офлайне (ведь мобильные приложения заставили покупателей пересмотреть свой предыдущий опыт шоппинга).
В 2017 г., по мере того как компании будут открывать для себя новые горизонты и интегрировать мобильные технологии в свою операционную деятельность, также увеличится общее число сеансов в приложениях других предприятий, работающих в «реальном мире» (в особенности банков и ресторанов быстрого обслуживания).
Стремительная популярность короткоформатного видео составляет серьезную конкуренцию эфирному ТВ
В течение нескольких последних лет Netflix и сервисы потокового видео с премиальным контентом считались потенциальными «могильщиками» традиционного платного телевидения. Однако, сам Netflix видит себя в качестве единой сети, т.е. он конкурирует с отдельными телевизионными сетями, а не пакетами каналов. Данная характеристика наилучшим образом объясняет инвестиции Netflix в оригинальный контент. Учитывая изменения основных каналов потребления, данная стратегия по-прежнему работает в качестве стимула для роста подписчиков и показателей вовлеченности. С другой стороны, ограниченность библиотек премиальных подписных сервисов может создать им определенные трудности при попытке заменить собой существующую систему телевидения.
Эксперты полагают, что в ближайшие годы этот сложившийся баланс сил ожидают перемены в связи с ростом популярности короткоформатного и «живого» видео на таких платформах, как YouTube, Facebook и (вскорости) Snapchat. В октябре 2016 г. время, проведенное пользователями устройств на базе Android в США только на YouTube, увеличилось приблизительно на 45%. И, когда в 2017 г. медиакомпании увеличат свои инвестиции в профильный контент, этот показатель вырастет еще больше. Со временем данная тенденция может превратиться в настоящий разрушительный фактор, так как она «пожирает» время, отведенное на просмотр эфирного телевидения. Особенно наглядно это проявляется среди представителей младших возрастных групп, где наблюдается рост отказов от проводных услуг в пользу интернет-сервисов и увеличение числа «cord nevers» (тех, кто никогда не пользовался услугами традиционного ТВ).
Время, проведенное на YouTube, стремительно растет и на порядок превышает аналогичный показатель ведущих приложений потокового видео с премиальным контентом. По предположениям App Annie, после того как в следующем году Snapchat сфокусируется на короткоформатном видео, он нагонит мобильное приложение Netflix по показателю затраченного пользователями времени в приложении.
Эффект от чат-ботов остается ограниченным, зато возрастает роль B2C месседжинга
В 2016 г. большинство дискуссий, посвященных чат-ботам, строилось вокруг концепции «разговорной коммерции». Контраргументом этому является само существование «экономики по требованию». Такие приложения, как приложения доставки продуктов и «райдшеринга» закрепились на рынке только по причине того, что они заменили разговоры на графический пользовательский интерфейс (GUI). И наоборот, сильная сторона месседжинга состоит в повышении эффективности текущей беседы (например, обслуживание клиентов и послепродажное обслуживание). Вероятно, что лидировать в этом секторе будет Facebook, за счет углубления интеграции страниц Facebook с приложениями для обмена сообщениями, наподобие Facebook Messenger и WhatsApp. Чат-боты также будут играть определенную роль, но возможности искусственного интеллекта в 2017 г. еще не достигнут того уровня совершенства, который позволит полноценно общаться и обслуживать клиентов. Использование чат-ботов останется ограниченным, и, в качестве альтернативы, их могут задействовать для уведомлений клиентов и перенаправления для общения с соответствующим вопросу человеком.
Голосовой поиск находится в фазе роста, но не в мейнстриме
Представив свое приложение Google Assistant, Google показал нам свое смелое видение будущего голосовых помощников. И хотя в App Annie полагают, что количество голосовых поисковых запросов на мобильных устройствах возрастет, это не станет причиной крупномасштабных перемен в моделях взаимодействия с приложениями. По оценкам экспертов, в августе 2016 г. речевое взаимодействие составляло около 1,2% от общего количества сеансов на смартфонах (для телефонов на базе Android). Даже при условии целенаправленного развития голосового поиска, речевое взаимодействие еще долгое время не сможет преодолеть планку в 2% от общего количества сеансов на смартфонах. Это обусловлено тем, что существующая, основанная на касаниях модель взаимодействия уже прочно укоренилась, и в этой точке цикла зрелости не стоит ожидать каких-либо изменений. Но, упомянутые экранные элементы, основанные на схожих с искусственным интеллектом исходных принципах, получат широкое распространение.
Функция Instant Apps и «распределенное обнаружение»
совместно преображают навигацию приложения
Один из самых главных анонсов прошедшей в этом году конференции Google I/O —
это функция Instant Apps, дающая возможность запускать приложения на Android
без их загрузки. Внедрение данного функционала разработчиками в 2017 г. будет
происходить постепенно. Процесс начнется со сравнительно редко используемых
приложений, в частности приложений из вертикалей путешествий, доставки еды и
ритейла. За ними последуют приложения, не требующие большой доли
пользовательского времени, такие как приложения «райдшеринга». Данный
функционал становится еще более мощным благодаря тренду, который в App Annie
называют «распределенным обнаружением». Вместо того, чтобы сделать ставку на
магазины приложений, как на единственное место, где можно найти приложение,
Google дал возможность обнаружения подходящих приложений в своих сервисах.
Google Maps все в большей степени становится источником обнаружения приложений
с глубинными ссылками на сервисы «райдшеринга», бронирования отелей и доставки
еды. Все это дополняется технологией Google Nearby, отсылающей приложениям
«подсказки», когда пользователи находятся поблизости от местной компании или
розничного магазина. И в довершение, обнаружение целевого приложения
направляется подходящими к контексту рекомендациями, поступающими из поиска
Google, сервиса Google Now и персонального помощника Google Assistant.
Аналогичный тренд проявит себя в Китае, благодаря «микро-программам» приложения
WeChat.
Pokémon GO не поддается попыткам клонирования, а Niantic расширяет портфель игр
В течение последних лет каждый успешный издатель мобильных игр был вынужден сражаться с клонами своих игр. Игры компании Niantic (в частности легендарная Pokémon GO) станут счастливым исключением из этого правила. Их базовая геолокационная игровая платформа основана на уникальной технологии (в добавление к сервисам Google Maps и Places API) и миллионах местоположений, которые зарегистрировали сами пользователи, игравшие в их предыдущую игру Ingress. Это позволило Niantic создать первую игровую бизнес-модель с защитой внутри ее структуры. И мы полагаем, что не позднее 2017 г. Niantic подарит нам новые выдающиеся геолокационные игры с элементами дополненной реальности (AR) (в партнерстве с другими владельцами интеллектуальной собственности). Что касается самой Pokémon GO, то активность игроков немного поутихнет, за исключением периодов внутриигровых событий и добавления новых важных функциональных возможностей, когда в игре будут наблюдаться значительные наплывы пользователей. В App Annie также ожидают увеличения числа ритейл-компаний, зарегистрировавшихся в программе платных «рекламных локаций» дополненной реальности Niantic в целях увеличения посещаемости магазина.
Приложения с элементами дополненной реальности проникают на смартфоны. Эксперты App Annie полагают, что в 2017 г. еще больше компаний решится на эксперимент с дополненной реальностью (AR) на смартфоне, особенно те, бизнес которых основан на физическом присутствии клиентов.
Виртуальная реальность «переезжает» в мобильный мир
Распространение на рынке аксессуаров виртуальной реальности (VR) для мобильных устройств (наподобие очков Gear VR и комплекта Daydream View от Google) существенно опередит устройства виртуальной реальности для ПК (например, шлем HTC Vive и очки Oculus Rift). Это произойдет за счет значительного снижения стоимости оборудования и расширения спектра применения, включая панорамное видео с обзором в 360 градусов для новостей, спортивных и развлекательных передач, а также образовательных программ. По расчетам App Annie, к концу года распространение аксессуаров виртуальной реальности для мобильных устройств будет приблизительно сравнимо с уровнем распространения голосовых помощников в 2016 г.
Нательные гаджеты
Интерес потребителей и разработчиков к «умным» часам не
вполне оправдал возникшую вокруг них несколько лет назад шумиху. В App Annie
полагают, что, в качестве альтернативы, компании-производители оригинального
оборудования и владельцы платформ, начнут инвестировать в «умные» очки — от
базовых, снабженных камерой очков наподобие Snap Spectacles до
полнофункциональных платформ с дополненной реальностью, таких как HoloLens от
Microsoft. Но, учитывая незрелость базовой технологии, в 2017 г. эти устройства
вряд ли ожидает исключительный коммерческий успех.