Американский мэйджор не изменил свою экономическую долю в телеканале Disney


Медиа | 10 Февраля 2016 16:44 | 1

Участие американской Walt Disney Co. в российском канале Disney в соответствии с законом «О СМИ» снизилось с 49% до 20%, но при этом экономическая доля в бизнесе осталась прежней. Если регулятор сочтет такую реструктуризацию неприемлемой, мэйджор готов списать до $300 млн инвестиций в ЮТВ Алишера Усманова и Ивана Таврина

«Положительное, доброе начало»

В декабре 2015 года Walt Disney Co. снизила свою долю в российском эфирном телеканале Disney до 20%, сообщила компания в квартальном отчете, опубликованном в ночь со вторника на среду, 10 февраля. Тем самым Walt Disney Co. подстроилась под новые требования российского закона «О СМИ». Принятые еще осенью 2014 года поправки с января 2016-го запретили иностранцам владеть напрямую или косвенно более 20% в учредителе любого российского СМИ.

Американский мэйджор вышел на рынок российского эфирного ТВ осенью 2011 года, купив за $300 млн 49% телеканала «Семерка», входившего в холдинг ЮТВ. Ту сделку благословил лично Владимир Путин, тогда премьер-министр России. Он принял в Белом доме гендиректора и председателя совета директоров Walt Disney Co. Роберта Айгера, назвав участие американской компании в бизнесе ЮТВ «положительным, добрым началом на медийном рынке России». В январе 2012 года на частотах «Семерки» был запущен семейный канал Disney.

К новым законодательным ограничениям Walt Disney Co. и собственники ЮТВ Алишер Усманов и Иван Таврин начали готовиться еще прошлым летом. Тогда была учреждено ООО «Новый Медиа Холдинг», ставшее сейчас головной компанией всего ЮТВ. В ней Алишеру Усманову принадлежит 53,05% «Нового Медиа Холдинга», Ивану Таврину – 46,95%. А осенью 2015-го было создано ООО «7ТВ Медиа Группа», в котором 80% получила одна из структур ЮТВ, а 20% - Walt Disney Co. Это юрлицо через цепочку компаний сейчас владеет ООО «7ТВ», которому выдано свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ «Канал Disney» и которому принадлежит лицензия на эфирное вещание этого канала.

Прежний экономический интерес

Но снизив свою долю в телеканале Disney, американский мэйджор сохранил в этом бизнесе свой экономический интерес, следует из отчетности Walt Disney Co. То есть ее экономическая доля в бизнесе телеканала по-прежнему составляет 49%.

«В этом нет нарушений [российского законодательства]», – отметил гендиректор ЮТВ Андрей Димитров. Пресс-служба российского офиса Walt Disney Co. пока не ответила на запрос AdIndex.

«Любой нормальный бизнесмен найдет способ, как не обидеть своего партнера», – говорил в феврале 2015 года в интервью Ксении Собчак Иван Стрешинский, гендиректор USM Advisors (управляет активами Алишера Усманова), о будущей реструктуризации телеканала. «Они [Walt Disney Co.], мягко говоря, были в недоумении от происходящего [принятых в 2014 году поправок в закон «О СМИ»], – рассказывал господин Стрешинский. – Мы будем думать, как решить этот вопрос, например, переделить доли в бизнесе таким образом, чтобы доходы у них сохранились, а лицензией мы бы владели на 80%».

Сам текст действующей редакции закона «О СМИ» не дает однозначного ответа, вправе ли иностранный инвестор иметь в бизнесе, построенном вокруг СМИ, экономическую долю свыше 20%. В законе, к примеру, есть такая формулировка: не допускается иностранными инвесторами «любых иных форм контроля над учредителем» СМИ, редакцией СМИ, «организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами)» учредителя СМИ, «в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения».

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский не ответил на запрос AdIndex, соответствует ли новая организационно-правовая форма канала Disney закону «О СМИ» и допустима ли в принципе экономическая доля иностранного инвестора в бизнесе, связанном со СМИ, свыше 20%.

Все учредители СМИ, где ранее доля иностранцев превышала 20%, должны до 15 февраля предоставить в Роскомнадзор документы, подтверждающие реструктуризацию бизнеса и его соответствие новым требованиям закона.

В своей отчетности Walt Disney Co. указывает, что если новая структура бизнеса российского канала Disney будет признана не соответствующей закону, компания может списать до $300 млн своих инвестиций в этот проект. Впервые о возможности подобного списания американский мэйджор предупредил еще осенью 2014 года.

По казахскому сценарию

Подобная форма, когда доля в самом учредителе СМИ не соответствует экономическому интересу в его бизнесе, распространена, к примеру, в Казахстане. В этой стране уже много лет действует запрет иностранцам владеть более 20% в местных СМИ.

Но зарубежные инвесторы смогли обойти это ограничение. Например, в 2007 году российский холдинг «СТС Медиа» купил в Казахстане «31 канал». Вернее он приобрел только 20% в компании, которая владеет лицензией на эфирное вещание «31 канала», 70% в компании, которая производит для канала контент, и 60% в компании, которая продает рекламу. В итоге в группе юрлиц, которые образуют казахский «31 канал», у «СТС Медиа» 60% экономического интереса.

В прошлом году холдингу «СТС Медиа», управляющему сейчас СТС, «Домашним», «Че» и CTC Love, самому пришлось перестраивать свой бизнес из-за законодательных ограничений уже в России. Владельцем 38,5% головной компании этого холдинга – зарегистрированной в США CTC Media Inc. – пока остается шведская Modern Times Group. Еще 36,2% акций CTC Media Inc. торгуются на NASDAQ.

От реструктуризации российского бизнеса по казахской модели руководство «СТС Медиа» отказалось. В Казахстане «31 канал» по большей части использует по лицензии контент СТС, а в России каналы холдинга сами производят или заказывают телевизионный продукт, а не приобретают его у одного из акционеров, объясняла в октябре 2015 года на отраслевой конференции газеты «Ведомости» гендиректор «СТС Медиа» Юлиана Слащева.

В результате 75% операционного бизнеса «СТС Медиа» в России и Казахстане всего за $200 млн приобрел как раз холдинг ЮТВ.

Автор: Сергей Соболев

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


последние новости

Комментарии

издатель (Гость) | 10.02.2016, 17:21
хитроумная схемка

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама