05 Сентября 2013 | 09:35

Телевещатели просят сделать второй мультиплекс общедоступным

Телевещатели предлагают Минкомсвязи изменить российское законодательство, чтобы десять телеканалов, вошедших во второй цифровой мультиплекс, получили статус общедоступных и тем самым могли бесплатно распространяться в кабельных сетях. Министерство считает идею нереалистичной

Картинка Телевещатели просят сделать второй мультиплекс общедоступным

Для того чтобы десять каналов второго цифрового мультиплекса (пакет каналов, вещающих на одной частоте) получили статус общедоступных, необходимо издать указ президента "Об общероссийских общедоступных телеканалах и радиоканалах", а также внести изменения в законы "О связи" и "О СМИ", в постановление правительства от 8 декабря 2011 года "О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания". Такое предложение содержится в письме Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), направленном в августе заместителю министра связи и массовых коммуникаций Алексею Волину (копия есть у "Ъ").

Сейчас статусом обязательных общедоступных каналов наделены только участники первого мультиплекса — "Первый канал", "Россия 1", "Россия 2", НТВ, "Пятый канал", "Россия К", "Россия 24", "Карусель", "Общественное телевидение России" и "ТВ Центр". Кабельные и спутниковые операторы должны их транслировать на безвозмездной основе. Во второй мультиплекс вошли РЕН ТВ, СТС, "Домашний", "Спорт 1", "Спорт плюс", "Звезда", МИР, ТНТ и "Муз ТВ". Еще один канал будет выбран в конце сентября.

О том, что общедоступными должны стать и каналы второго, коммерческого мультиплекса, НАТ впервые заговорила еще в прошлом году. Когда цифровое вещание будет запущено по всей стране, эти вещатели будут платить за распространение в цифре по 944 млн руб. в год. При этом параллельно им придется и оплачивать аналоговый сигнал. Вдобавок сейчас эти каналы платят и за вход в кабельные сети. К примеру, Европейская вещательная компания, ретранслятор в России программ Euronews, в своих материалах указывает, что за доступ к 1,5 млн домохозяйств заплатила "Мостелекому" в 2010-2012 годах около $22,8 млн. То есть один абонент обошелся вещателю в среднем в $15,2. Не платят кабельным операторам только самые востребованные каналы: так, Discovery даже получает от провайдеров лицензионные отчисления.

Алексей Волин подтвердил, что получил письмо НАТ. "Но осуществить предложение нельзя,— констатирует замминистра.— Государство субсидирует распространение общероссийских обязательных общедоступных телеканалов. Распространение статуса на второй мультиплекс означает увеличение количества таких каналов в два раза, но государственный бюджет не резиновый".

В этом году субсидии "Первому каналу", НТВ, "Пятому каналу" и "Карусели" составят 5,3 млрд руб., в 2014-м — 5,7 млрд руб. Кроме того, указывает господин Волин, предложение НАТ не учитывает интересы кабельных операторов. Министерство организовало диалог между провайдерами и телевещателями, и они вместе должны выработать консолидированную позицию.

Кабельные операторы оказывают вещателям навязанную услугу, убежден советник президента НАТ Владимир Лившиц. "Никто не просил кабельных операторов срезать коллективные антенны, загонять эфирные каналы свободного доступа в кабель, а потом шантажировать их: платите, или вас выключат",— поясняет господин Лившиц. По его мнению, "законодателям давно пора определить, кто какие услуги и кому оказывает".

Ассоциация кабельного телевидения России, по словам ее вице-президента Михаила Силина, не против того, чтобы расширить список обязательных каналов за счет второго мультиплекса. Но, отмечают в ассоциации, статус обязательного общедоступного канала предполагает какую-то социальную нагрузку или, например, отсутствие рекламы. "Сейчас же такой статус дают и коммерческим негосударственным каналам",— удивлен господин Силин. Кабельные операторы, по его словам, выступают за то, чтобы убрать из закона "О связи" условие о безвозмездной трансляции обязательных телеканалов, так как это формирует у абонентов ошибочное представление, что услуга бесплатна.

Источник: Коммерсантъ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.