Через год после IPO акции Facebook стоят на треть меньше, чем при размещении


Медиа | 17 Мая 2013 16:09:58 | 1

Крупнейшая в мире соцсеть Facebook отмечает сегодня первый год в статусе публичной компании – ровно год назад Facebook провела сенсационное первичное публичное размещение своих акций, в ходе которого получила оценку в 104 миллиарда долларов, а 18 мая торги ценными бумагами компании начались на американской бирже Nasdaq

В ходе IPO, которое по праву можно считать крупнейшим событием мирового интернет-рынка прошлого года, цена на акции Facebook была установлена на уровне в 38 долларов, а продающие стороны привлекли порядка 16 миллиардов долларов. Размещение Facebook стало третьим крупнейшим IPO в истории США после Visa и General Motors. Для сравнения, интернет-компания Google в ходе своего IPO в 2004 году была оценена в 23,1 миллиарда долларов.

Однако эйфория рынка вокруг IPO Facebook длилась недолго – в первые же дни торгов цена акций упала ниже уровня размещения и больше к нему не поднималась. Ситуацию усугубил технический сбой на Nasdaq при обработке заявок на покупку или продажу ценных бумаг компании в первый день торгов. Ряд инвесторов подали иски к бирже и Facebook из-за многомиллионных убытков на фоне сбоя.

Акции Facebook так и не смогли подняться выше уровня IPO. На закрытии торгов в четверг их стоимость оценивалась в 26,13 доллара – на треть ниже показателя годичной давности.  В то же время, соцсети удалось отыграть хотя бы часть сентябрьского провала – минимальный показатель акций Facebook за прошедший год составил 17,55 доллара за ценную бумагу.

По данным Bloomberg, по динамике котировок Facebook оказалась пятой среди 124 наименее успешных компаний, дебютировавших примерно в тот же период. Среди же компаний, которые привлекли более 200 миллионов на IPO, Facebook демонстрировала худшие показатели. Целевой ценой акций Facebook на ближайший год является показатель порядка 33,4 доллара.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ

Частично восстановить доверие инвесторов Facebook удалось, прежде всего, за счет активного развития мобильного направления – ежемесячно мобильными сервисами Facebook пользуются около 750 миллионов человек или примерно три четверти всей аудитории соцсети. В первом квартале на долю мобильной рекламы пришлось порядка 30% всех рекламных доходов Facebook или 375 миллионов долларов. Напомним, что до IPO порядка 85% выручки соцсети приходилось на десктопную рекламу, а остальное – на платежи внутри игр и других приложений.

Однако вопрос наращивания выручки и поиска новых источников дохода по-прежнему остро стоит перед Facebook. Будучи частной компанией, соцсеть могла концентрироваться на приросте аудитории и экспериментах с сервисами, однако статус публичной компании и пристальное внимание фондового рынка вынуждают Facebook ставить монетизацию во главе угла. Основатель и гендиректор Facebook Марк Цукерберг регулярно заявляет, что люди являются главным приоритетом соцсети, однако последние инициативы компании в той или иной мере демонстрируют, что Facebook все плотнее подходит к теме монетизации своего главного актива – пользователей, оставляющих в соцсети огромные массивы личных данных.

Так, в ближайшие месяцы Facebook планирует начать полноценный запуск сервиса Graph Search, который индексирует социальный граф Facebook — пользовательские профили, их контент и связи между ними – и реализует поиск по контенту соцсети. Глава по продажам Facebook в регионе EMEA Диего Олива (Diego Oliva) ранее заявил в интервью РИА Новости, что таргетинг на основе данных Graph Search, возможно, появится в рекламных продуктах Facebook.

Недавний запуск программной оболочки для Android-устройств Facebook Home пока не ассоциируется руководством соцсети с монетизацией, однако в перспективе позволит демонстрировать регулярно обновляемую рекламу прямо на главном экране и экране блокировки мобильного устройства пользователя.

По данным The Wall Street Journal, всего Facebook экспериментирует примерно с 10 новыми каналами выручки, включая магазин подарков Facebook Gifts и плату за отсылку сообщений незнакомым пользователям. На рынке также ходят слухи о возможном запуске видеорекламы на Facebook, однако представители соцсети хранят молчание. Приобретение популярного фотосервиса Instagram также остается "темной лошадкой" для монетизации Facebook. Соцсеть пока не говорит, как собирается зарабатывать на покупке стоимостью почти в миллиард долларов, однако эксперты говорят о перспективах Instagram как рекламной платформы.

ПОИСК БАЛАНСА

Новые инициативы, а также увеличение ассортимента рекламных продуктов, позволили Facebook нарастить выручку в первом квартале на 36% до 1,46 миллиарда долларов, по этому показателю Facebook впервые попала в рейтинг 500 крупнейших компаний США, ежегодно составляемый авторитетным журналом Fortune. Однако прибыль соцсети растет гораздо более низкими темпами, что в долгосрочной перспективе может сказаться на отношении инвесторов.

Соцсети также необходимо искать баланс между интересами акционеров и рекламодателей, с одной стороны, и пользователей – с другой. "Когда вы смотрите, к примеру, на мобильные продукты, есть противоречия между пользовательским опытом и рекламой. Сколько мобильной рекламы можно разместить в ленте новостей, пока она не начнет раздражать?" - заявил Bloomberg аналитик Ричард Гринфилд из BTIG Research.

"Facebook хорошо поработала над монетизацией и добилась впечатляющих успехов в мобильном направлении. Но сложность в том, чтобы и дальше демонстрировать рост доходов, чтобы оправдать возрастающие ожидания Уолл-стрит, и при этом не отвратить от сервиса существующую аудиторию чрезмерной коммерциализацией", - сказал USA Today партнер инвесткомпании Silverton Partners Морган Флэгер.

Еще одним вопросом к Facebook на этом рубеже является то, сможет ли компания компенсировать замедляющийся рост десктопного направления прогрессом в мобильном, считает аналитик Бенджами Шахтер из Macquarie Securities. "Это – ключевой вопрос на ближайшее будущее", - считает он. Эксперты также ожидают новых шагов Facebook в направлении музыки и видео, добавляет он.

На сегодняшний день Facebook ведет моральный "переход" от успешного интернет-стартапа к полноценной публичной компании. От успеха этого перехода будут зависеть дальнейшие перспективы компании, которую по способности удивлять рынок журналисты часто сравнивают с Apple.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: ПРАЙМ-ТАСС

последние новости

Комментарии

Одноклассник | 17.05.2013, 18:50
хе-хе...

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16361
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров