Гарвардский Университет выпустил доклад о российской блогосфере
Получился дотошный анализ без каких-либо выводов
Гарвардский университет после пятнадцати месяцев изучения российской интернета выпустил доклад, в котором исследователи с помощью подробного анализа нарисовали карту блогосферы, что, впрочем, не сделало ее более понятной. По утверждению авторов доклада, с мая 2009 года до сентября 2010 ими было изучено порядка одного миллиона русскоязычных блогов. На основе исследования блогосфера была разделена на несколько основных категорий: политическую и общественную, культурную, региональную и инструментальную (блоги, с помощью которых хотят заработать). Основное внимание в докладе уделено, естественно, первой категории.
По мнению авторов, многие блоггеры этой категории имеют свою независимую точку зрения на политику, относятся к общественным движениям типа «Демократическая оппозиция» и к «националистическим кластерам». Одной из особенностей российской политической блогосферы является большое количество кросс-линков, по сравнению, например, с США или Ираном. Проправительственные блоги представляют в основном молодежные движения. «Новостная диета» или, если выражаться по-русски, новости, которые читают или смотрят блоггеры, приходят не только из России, но и из разных других стран, поэтому они более независимы и оппозиционны, чем у пользователей Рунета в целом, и тем более у тех, кто интернетом не пользуется. Политические видео в YouTube делают акцент на коррупции и злоупотреблении властью элитами, милицией и правительством. В качестве показательных примеров, демонстрирующих силу и слабость растущей роли интернета в обществе, авторы привели два ролика: песню Noize MC «Мерседес-666» и обращение майора милиции Александра Дымовского к Владимиру Путину. Каждый может критиковать власть, однако далеко не всегда это приводит к положительным последствиям. В целом, ситуация с цензурой в России намного лучше, чем в Иране и Китае, то есть в Рунете не используются так называемые фильтры «первого поколения» или «первой ступени», когда закрывается доступ к иностранным сайтам и проч. Однако в России и некоторых странах СНГ применяются более тонкие технологии, т.н. фильтры второго и даже третьего поколения или ступени, когда с помощью платных блоггеров, крупных интернет-провайдеров и компаний государство пытается придать Рунету подходящий для себя вид, особенно в важные политические моменты.
Из одного миллиона изученных блогов для более подробного анализа было выбрано 11 792 самых цитируемых. Из этих блогов была составлена карта блогосферы, которую авторы назвали «Discussion Core» («Ядро дискуссий»). Кроме того, был проведен анализ частоты употребления слов в зависимости от типа блогов, а также анализ популярности тех или иных медиа у блоггеров и у обычных пользователей. В частности, были замечены такие расхождения во вкусах: «Новая Газета» - десятая, «Радио Свобода» (признано в России иноагентом) - семнадцатая, BBC News – двадцать третьи, а «Грани.ру» - двадцать шестые в списке популярности у блоггеров, тогда как ни один из этих ресурсов не входит в топ-30 у остальных пользователей Рунета.
Из подробного, почти пятидесятистраничного доклада, авторы
не делают каких-то конкретных выводов, впрочем, такой задачи у них и не было.
Зато был сделан первый большой шаг в чуть ли не научном исследовании
блогосферы. К тому же в США любят статистику, это известно. В России статистику
любят не так сильно, зато эти данные вполне пригодятся для государства.
Доклад на английском языке