Навигатор рекламного рынка

| Печать | В закладки9 декабря 2009 11:08

Спасти MySpace

1комментарий

Сможет ли некогда крупнейшая соцсеть противостоять Facebook?

Вторая по популярности социальная сеть мира MySpace стремительно теряет аудиторию. Сайт, который когда-то называли одним из главных в мире, сегодня кажется почти бесперспективным. На задворки интернета его загнали сразу два фактора: невероятный успех Facebook и неудачные попытки монетизировать аудиторию со стороны медиамагната Руперта Мёрдока.

Сейчас MySpace пытается обрести новую жизнь за счёт новых музыкальных услуг. Но хватит ли этого для выживания? Социальная сеть номер два в мире MySpace запустила британский вариант своего бесплатного музыкального сервиса music.myspace. Произошло это спустя 15 месяцев после того, как сервис заработал для американцев. В создании новой площадки участвовали крупнейшие звукозаписывающие компании мира — EMI, Sony BMG, Universal Music Group, Warner Music Group. Партнёром сервиса выступает Performing Rights Society, организация, защищающая интересы 65 тыс. британских музыкантов, авторов песен, поэтов и музыкальных издателей, — это мощная поддержка. Недавно стало известно, что MySpace заключил лицензионное соглашение и с агентством Merlin — оно защищает интересы 12 тыс. звукозаписывающих компаний. По утверждению компании, ей принадлежит около 10% мирового музыкального рынка.

Главный исполнительный директор MySpace Кортни Холт заявляет, что благодаря сотрудничеству с таким большим количеством партнёров на сервисе можно слушать миллионы треков и смотреть десятки тысяч видеоклипов. Причём выкладывать их на сервис могут не только лейблы, но и сами пользователи. А для того чтобы пользоваться всем этим контентом, не обязательно даже регистрироваться в социальной сети. Плеер MySpace работает прямо из окна браузера и не требует установки на компьютер.

В отличие от других популярных музыкальных сервисов MySpace планирует зарабатывать исключительно на рекламе, причём ненавязчивой: никаких рекламных аудиовставок, никаких всплывающих окон и рекламных субтитров.

В будущем компания планирует выйти на рынки мобильных телефонов: для британцев, использующих смартфоны в комплекте с безлимитными тарифными планами в формате 3G, это может быть отличной альтернативой традиционному радио. Ещё один плюс music.myspace.com — функциональность сервиса: здесь можно и посмотреть чарты, и почитать новости, и узнать расписание ближайших музыкальных вечеринок, и заказать альбом своего любимого исполнителя.

Переход на музыкальные рельсы — едва ли ни единственная возможность для MySpace не кануть в Лету. Аналитическая компания Nielsen подсчитала, что в октябре 2009 года в Великобритании этой соцсетью пользовалось лишь 3,5 млн человек. Это на 39% меньше показателей октября 2008 года. Это тем более обидно, что популярность её главного конкурента — социальной сети Facebook — выросла за год на 50% и составила 23 млн британских пользователей. Всего же у Facebook, по последней информации, 350 млн пользователей.

В чём причина такой расстановки сил на интернет-рынке, ведь когда-то MySpace был одним из самых популярных ресурсов? Ряд экспертов полагают, что дело не в конкурентах и не в случайностях, а в смене владельца. История краха MySpace началась летом 2005 года, когда медиамагнат Руперт Мёрдок, к этому моменту построивший крупнейшую медиаимперию в мире, решил, что пора всерьёз заняться интернетом. «Нам надо работать с молодёжью, а она всё реже смотрит телевизор и всё меньше читает газеты», — сказал почётный ветеран медийной индустрии. И предложил купить социальную сеть MySpace. Другие акционеры долго сопротивлялись: мол, непрофильный бизнес, однако авторитет Мёрдока был велик.

На момент покупки медийным конгломератом News Corp. компании Intermix (разработчик и владелец MySpace) аудитория соцсети росла на 70 тыс. человек в день. MySpace был безоговорочным лидером в своей нише, а когда речь заходила о концепции Web 2.0, в первую очередь вспоминали именно этот ресурс. Сказать, что социальная сеть была привлекательным активом, — значило не сказать ничего. Поэтому неудивительно, что желающих его приобрести было немало.

Главный конкурент News Corp. в этом вопросе — концерн Viacom, владеющий компаниями Paramount Pictures, Comedy Central и MTV. Ему MySpace была нужна для популяризации своих главных молодёжных брендов. Но Мёрдок в свойственной ему манере закрыл вопрос о будущем владельце, предложив лучшую цену: 580 млн долларов. Тогда говорили, что медиамагнат свихнулся: это было слишком много за интернет-актив. Сегодня понятно, что Мёрдок не переплатил. Вот только деньги эти были потрачены зря: News Corp. ничего внятного с социальной сетью сделать не смогла. Возможно, всему виной оказалась жадность Мёрдока.

На момент покупки MySpace зарабатывал 1 млн долларов в месяц. Мёрдоку этого было мало, и он начал активно заполнять пространство пользовательских страниц рекламой, увеличив выручку социальной сети в 50 раз всего за 15 месяцев. Колоссальный объём от этой суммы приходил из партнёрской программы с Google, которая транслировала свою контекстную рекламу на страницах соцсети.

Мёрдок уверенно заявлял о том, что по итогам 2008 года сможет собрать 1 млрд рекламных доходов, однако аудитория MySpace начала снижаться. Пользователей стала раздражать хаотично разбросанная по сайту реклама, большой «вес» страниц, из-за чего они стали загружаться всё медленнее. Как только доходы начали падать вслед за снижением аудитории, Мёрдок списал все проблемы на кризис. И, как и положено в тяжёлые экономические времена, принялся сокращать персонал социальной сети и снижать расходы на инвестиции. 40% сотрудников было уволено. От былой мощи осталось лишь арендуемое под MySpace здание, из-за кризиса оказавшееся пустым.

Итог жадности Мёрдока более чем красноречив: 100 млн пользователей MySpace против более чем 300 млн у Facebook. Аналитики компании Hitwise подсчитали, что доля MySpace на рынке социальных сетей всего за год снизилась с 66% в 2008−м до 30%. Ситуация оказалась настолько тяжёлой, что аудитории сети Мёрдока не хватило на продление эксклюзивного контракта на поставку рекламы Google. Основатель MySpace Крис Девольф, ранее друживший с Мёрдоком и красовавшийся с ним на Давосском экономическом форуме, разругался с медиамагнатом и ушёл из компании.

Недавно в офисе MySpace вспыхнул ещё один скандал: один из её сотрудников пришёл на работу в майке с надписью «Даже ваша мама сейчас на Facebook».

Газета The Financial Times опросила ряд менеджеров MySpace, и они рассказали изданию ещё об одной проблеме: с приходом Мёрдока в компании стало слишком много бюрократов, из-за чего важные стратегические решения стали приниматься очень медленно.

Как бы то ни было, опыт работы Мёрдока с MySpace оказался провальным и, безусловно, поучительным. Сейчас медиамагнат, сколотивший состояние в офлайне, планирует ещё одну революцию в интернете. По его мнению, качественный контент в Сети должен быть платным. И, как и в случае с MySpace, эксперты предостерегают Мёрдока: эта попытка может стать очередным провалом. Но самый влиятельный в мире австралиец привык полагаться только на себя. В конце концов, свою империю он построил с нуля и многие его решения поначалу вызывали у коллег только изумление.

Попытка завоевать молодёжную аудиторию в туманном Альбионе с помощью сервиса бесплатной музыки music.myspace, да ещё с сохранением авторских прав музыкантов, — дело, безусловно, достойное. Вот только удастся ли соцсети таким образом вернуть высокие позиции в рейтинге? Мы это скоро узнаем, а пока что я обновлю свой статус на Facebook.

Источник: Частный Корреспондент

| Печать | В закладки


<< < октябрь 2017 > >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
Подключите CSS