Фильтруй медиабазар, тинейджер!
Две комиссии Мосгордумы - по науке и образованию, а также здравоохранению и охране общественного здоровья - поддержали идею внедрения в 7-8 классах столичных школ уроков по медиаобразованию.
Автор концепции, декан журфака МГУ Елена Вартанова, поясняет свое предложение тем, что перемены, постоянно происходящие в нашей стране, глубоко затрагивают СМИ, и разные ветви власти стали воспринимать их как "инструмент манипулирования электоратом" и средство формирования устраивающего верхушку общественного мнения. Считается, что аудиторию подобное манипулирование приводит в замешательство и рождает в ней противоречивые мысли и ощущения – вплоть до полного отказа от участия в политической жизни и от чтения ресурсов на подобные темы.
Целью благого намерения, поданного в Мосгордуму как предложение о введении в школах медиаобразования, является защита будущих граждан России «от манипулятивного воздействия» СМИ как инструмента. Детей нужно готовить к осознанному отношению к новостным и прочим сообщениям: ссылаясь на опыт западных стран, предлагается включить в учебные планы средних школ медиаобразование в виде "специальных или обязательных курсов". Продуман даже пример школьного курса для 7-8-классников: в течение семи занятий школьники должны выяснять "отношения между содержанием СМИ и реальными событиями" и отвечать на вопросы, могут ли СМИ "сообщать неправду или полуправду" и как это влияет на действительность. На дом планируется задавать проведение сравнительного анализа между освещением одного и того же события разными телеканалами и газетами. Одной из целей медиаобразования названа подготовка к осознанным выборам, - обозначено, что источников информации для принятия решения должно быть много и чем больше каналов ее получения, тем лучше.
А депутатам Мосгордумы идея специалистов МГУ понравилась. В результате обсуждений договорились использовать этот предмет в качестве факультативного и предложить его десяти столичным гимназиям, правда, после согласования с Департаментом образования мэрии Москвы. Там, кстати, опытные практики поостереглись вводить медиаобразование как предмет в школьную программу даже в качестве факультатива. Современные дети вообще, а московские особенно – и так перегружены и самой программой, и факультативами, предлагаемыми различными организациями. Да и выбранный для обучения государственному медиаведению возраст - 13-14 лет - все же недостаточен для принятия осознанных политических решений.