«Коммерсантъ»: Минэкономразвития разработало проект создания «русской Alibaba»
Как стало известно «Ъ», Минэкономики разработало проект «русской Alibaba» — интернет-площадки для экспорта российских товаров за рубеж, создать которую в декабре поручил Владимир Путин
Для этого правительство выберет российскую компанию-агрегатора, которая должна будет продвигать отечественную продукцию как самостоятельно, так и на китайских ресурсах AliExpress, JD и американских eBay и Amazon. О своем желании стать специализированной площадкой для экспорта заявили "Яндекс.Маркет", "Юлмарт" и Wikimart.
В распоряжении "Ъ" оказался подготовленный Минэкономики
проект "Электронная торговля как драйвер развития деятельности субъектов малого
и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках". Документ
описывает создание "единой среды экспортера", объединяющей в системное решение
"продвиженческие, таможенные, логистические, информационные, платежные,
кредитные, страховые и иные сервисы, необходимые для реализации товаров
посредством электронной торговли на экспорт и внутри страны".
Краеугольным камнем концепции является компания-агрегатор, интернет-площадка,
которая станет "одним окном" для выхода российских производителей на мировые
рынки. В качестве примера таких российских компаний-агрегаторов в документе
приводятся "Яндекс.Маркет", "Юлмарт" и Wikimart. Сразу же в концепции
оговаривается: российские площадки осуществляют интеграцию с крупнейшими
зарубежными электронными площадками, например AliExpress, Amazon, eBay, JD.com
и иными, "в целях продвижения российских товаров на международные рынки".
Согласно документу, за формирование пула экспортеров будет
отвечать Российский экспортный центр (РЭЦ), он же будет оказывать помощь в
стандартизации и сертификации продукции, после чего "направлять" экспортеров к
агрегатору.
На площадке агрегатора у экспортеров будет свой личный кабинет с функционалом
для принятия и исполнения заказов, оплаты и логистики товаров, предъявления
претензий и т. п. Деньги от реализации товара, поступят на счет агрегатора в
банке для прохождения процедур валютного контроля и уплаты соответствующих
налогов и сборов. Кроме того, площадка сможет выполнять функцию налогового
агента. Такой подход сможет обеспечить бесперебойное получение выручки
экспортерами, а также пополнение всех уровней бюджетов РФ, повысив
эффективность администрирования, говорится в концепции.
Имея доступ в "личный кабинет", экспортер получит
возможность кредитной, страховой и гарантийной поддержки ЭКСАР, Росэксимбанка
(перейдет под контроль РЭЦ) либо других организаций, которые подключит
агрегатор. Концепция предлагает обязать площадку при заключении договора с
экспортером "аккумулировать страховой взнос" — он может потребоваться для
урегулирования споров с покупателями-иностранцами. Здесь также предлагается
участие Росэксимбанка. При этом экспортеров предлагается избавить от прямого
участия в спорах: агрегаторам будет предложено создать площадку для разрешения
споров по примеру AliExpress.
По данным Минэкономики, в России 5,6 млн субъектов малого и среднего
предпринимательства, около 16 тыс. из них являются экспортерами, что составляет
всего 0,28%. Объем российского экспорта — $497,8 млрд. Объем рынка
интернет-ритейла в России в 2015 году составил 650 млрд руб. (рост на 16% в
рублях и падение на 28% в долларах), его трансграничного сегмента — 160 млрд
руб. (рост на 88% в рублях и на 28% в долларах), оценивала Data Insight.
"Яндекс.Маркет" как площадка может быть использован для
экспорта товаров за рубеж так же, как сейчас используется магазинами для продаж
внутри России, однако есть и другие варианты площадок, сообщил руководитель
сервиса Павел Алешин. "Сейчас гораздо важнее проработать удобные для бизнеса
механизмы экспорта",— сказал он. В пресс-службе "Юлмарта" затруднились оценить
инвестиции в проект, поскольку не так давно подключились к инициативе. Во
второй половине 2016 года "Юлмарт" намерен запустить на собственной площадке
продажу товаров за рубеж. ""Юлмарт" готов стать стратегическим партнером
государства по созданию и развитию глобальной инфраструктуры для торговли
российскими товарами на мировом рынке",— сообщили в компании.
Гендиректор Wikimart Андрей Кленин поддерживает инициативу, напоминая, что
Wikimart с 2014 года имеет магазин на eBay и с 2015 года — на AliExpress.
"Единой среды экспортера нет, ее надо разрабатывать, это, безусловно, потребует
серьезных инвестиций со стороны участников проекта, также потребуется помощь в
подключении всех компаний, которые обладают экспортным потенциалом. При наличии
определенного административного ресурса это решить можно",— сказал он. По его
словам, платформа должна подключать к себе любые компании — логистические,
страховые, банковские.
Создание агрегатора с ноля потребует не менее года, в то же время подобные инструменты уже созданы в России — например, есть действующий маркетплейс Ассоциации компаний интернет-торговли, отмечает директор ABK China Services Иван Синицын. Консолидация всех сервисных функций на единой платформе может привести к снижению конкуренции между сервисными компаниями. От этого в конечном счете могут пострадать экспортеры малого и среднего предпринимательства, предупреждает он.
Источник: Коммерсант.ru