18 Ноября 2015 | 17:56

Футбольный клуб ЦСКА заработал на рекламе более $40 млн

Выручка клуба по итогам 2014 года по МСФО выросла до $81 млн, а чистый убыток снизился в 11 раз, до $3 млн, за счет заключения спонсорского контракта с группой «Россети»

Выручка футбольного ЦСКА выросла в 2014 году на 21%, до $80,9 млн, следует из финансового отчета по МСФО британской компании Bluecastle Enterprises Limited, которая владеет 100% клуба. При этом операционные расходы уменьшились в прошлом году на 9%, до $90,6 млн. Рост выручки и снижение затрат позволили ЦСКА сократить чистый убыток в 11 раз.

Увеличение выручки связано с ростом доходов от рекламы и спонсоров. За два года эти поступления выросли в 2,3 раза, до $41,5 млн. Например, в 2011 году «Башнефть» заплатила $8 млн, включая НДС, за статус генерального спонсора ЦСКА. За июль 2012 — июнь 2013 года (тогда проходил первый чемпионат России по футболу по системе «осень — весна») «Аэрофлот» выложил $7,5 млн — в эту сумму включен не только НДС, но и транспортные услуги на $0,84 млн. Но уже в 2013 году ЦСКА заключил с государственным холдингом «Россети» (№ 9 в рейтинге РБК 500, выручка — 760 млрд руб.) соглашение о генеральном спонсорстве на пять лет общей суммой в $133,7 млн.

$26,7 млн в среднем за сезон — это рекордная сумма для российского рынка. Для сравнения, у «Барселоны» тогда действовал контракт с Qatar Foundation, по которому клуб получал €30 млн в год (около $40 млн в 2013 году). В 2015 году «Барселона» заключила новый контракт с Qatar Airways, по которому клуб будет получать по €65 млн в год (около $70 млн по текущему курсу).

Рост стоимости контракта с «Барселоной» связан с увеличением доходов спортивного рынка в странах «золотого миллиарда» — лиги получают все больше денег от продажи телевизионных прав, а спортивные клубы перезаключают соглашения со спонсорами на более выгодных условиях. В России же спортивная индустрия по факту отсутствует — платное спортивное телевидение не зарабатывает прибыль, на государственные деньги создается общедоступный спортивный телеканал «Матч», а посещаемость того же ЦСКА на домашних матчах в сезоне 2014-2015 не превышала 9 тыс. человек.

Так в чем же причина роста доходов ЦСКА от спонсоров?

С 2011 года в Европе действует «финансовый фэйр-плэй» (ФФП), набор различных правил, который, по мнению чиновников УЕФА, поможет оздоровить финансы футбольных клубов (подробнее о нем можно почитать по ссылке). Одно из правил ФФП — с 2013 года клубы должны подтверждать свою безубыточность (на самом деле у клуба могут быть убытки, все зависит от конкретной ситуации; также для подсчета безубыточности не учитываются расходы на детские школы, инвестиции в инфраструктуру и т.д.). В случае нарушения ФФП клуб может получить выговор, лишиться очков, призовых денег или даже быть исключен из турниров УЕФА.

И соглашение о спонсорстве с «Россетями», сумма которого в четыре раза больше предыдущего контракта с «Аэрофлотом», очень сильно помогло ЦСКА. В 2013 году убыток клуба сократился в 1,3 раза, в 2014 году — еще в 11 раз и теперь составляет всего $3,4 млн.

При этом не стоит забывать об особенностях учета финансов футбольных клубов. Отчет о прибылях и убытках у них зачастую «искажен», так как клубы вносят в операционные расходы не расходы на покупку контрактов футболистов, а амортизацию контрактов (стоимость контракта игрока является нематериальным активом, и ее «амортизируют»/списывают ежегодными равными порциями). Из-за таких стандартов учета клубы также не всегда полностью учитывают доход от продажи футболиста, уменьшая его на оставшуюся сумму амортизационных отчислений (подробнее об особенности учета футбольных финансов читайте по ссылке). Поэтому и прибыль, и убыток вполне могут оказаться «бумажными». Куда более показателен отчет о движении денежных средств, в котором раскрыты поступления и расходы денежных средств за отчетный год.

Благодаря росту поступлений от спонсоров у ЦСКА уже в 2013 году (контракт с «Россетями» начал действовать с июля 2013) был положительный операционный денежный поток — почти $1 млн. В 2014 году он превысил $10 млн. Стоит обратить внимание на падение поступлений от генерального спонсора и рост поступлений от рекламы и других спонсоров — это связано с тем, что в 2014 году «Россети» изменили структуру финансирования контракта. Головная компания холдинга осталась генеральным спонсором, при этом к финансированию ЦСКА подключились его дочерние общества, получившие статус премиум-партнеров.

По итогам 2014 году доходы от спонсоров и рекламы у ЦСКА составляют 51% выручки. Это высокий показатель, но в среднем по клубам Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) он еще выше — 60%. Согласно отчету UEFA Club Licensing Benchmarking Report за 2014 год, по доле доходов спонсоров в выручке клубов РФПЛ занимает первое место среди топ-15 крупнейших футбольных лиг Европы. У клубов английский Премьер-лиги этот показатель равен 28%, немецкой Бундеслиги — 41%, испанской Ла Лиги — 24%.

И если выручка от спонсоров росла, то доходы от билетов у ЦСКА, напротив, упали на 40%, до $3 млн. Главная причина — девальвация рубля по отношению к доллару. В 2014 году на доходы от билетов и абонементов приходилось менее 4% выручки (у английских клубов — 18%, у немецких — 21%, у испанских — 20%). После введения в строй собственного стадиона, ЦСКА планирует как минимум удвоить выручку от билетов и абонементов.

Согласно отчету о движении денежных средств, в последние три года ЦСКА удалось стабилизировать или даже уменьшить почти все расходы, включая налоги. Единственная растущая строка — выплаты процентов по кредитам банков — с пары сотен тысяч долларов в 2011 году до $6 млн в 2014 году. Причина — изменение модели финансирования клуба и строительство собственного стадиона.

Ранее акционеры ЦСКА во главе с Евгением Гинером, а точнее, связанные с ними компании, выдавали клубу беспроцентные займы для покрытия разницы между доходами и расходами. От года к году это были разные суммы. Например, в 2008 году ЦСКА получил финансирование от акционеров на $58 млн, в 2009 году — всего лишь $13 млн. В последние три года акционеры выделяли клубу $20–30 млн в год, а в 2014 году объем финансирования и вовсе упал до нуля. Причина все та же — ФФП и спонсорский контракт от «Россетей», ежегодный платеж по которому идеально подходит для замещения помощи от акционеров.

На конец 2012 года объем займов от связанных сторон у ЦСКА превысил $265 млн, на долги остальным финансовым кредиторам приходилось всего несколько миллионов долларов. Чистый долг клуба достиг максимума — $270 млн.

Но в 2013 году акционеры ЦСКА конвертировали большую часть задолженности — $202 млн — в акции клуба. И тогда же состоялась сделка с Внешэкономбанком — банк предоставил ЦСКА кредитный лимит на $280 млн по ставке 6,5% годовых на строительство стадиона, получив в залог 100% акций клуба.

За два года ЦСКА выбрал половину кредитной линии — задолженность перед ВЭБом​ по итогам 2014 года составляла почти $140 млн. В конце октября 2015 года представитель ЦСКА оценил готовность стадиона в 90%, планируется, что клуб проведет свой первый матч на нем в марте 2016 года.

У футбольного ЦСКА не только положительный операционный денежный поток в последние два года, но и плюс от торговли правами на игроков, причем за более длительный период. За 2008–2014 года доходы ЦСКА от продажи прав на футболистов составили $124 млн, а расходы на покупку — $110 млн​

Источник: РБК

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.