General Motors списал $450 млн на затраты в России
Одному из дилеров GM во внесудебном порядке могут выплатить рекордную сумму — свыше $1 млн
Расходы американского концерна General Motors на изменение бизнес-модели в России составили $450 млн, говорится в финотчете компании за 9 месяцев 2015 года. В марте, объявляя о сворачивании российского бизнеса, GM уведомлял, что на эти цели выделяется $600 млн — и хотя сумма уменьшилась на $150 млн, эксперты до сих пор не могут понять, на какие цели пошли эти деньги.
Компенсации российским дилерам не составят и двадцатой части от $450 млн, а в лучшем случае на дилерам достанется около $15–20 млн. Как сообщил источник в автобизнесе, GM заплатит крупной дилерской компании Genser порядка 70 млн рублей, тогда как коридор выплат для других дилеров разнится от 500 тыс. рублей до максимум 7 млн рублей, а средняя выплата составит 3–4 млн рублей.
«Издержки, связанные с изменением бизнес-модели в России, составили $354 млн для европейского подразделения (GM Europe) и $96 млн — для департамента международных операций (GMIO), за вычетом показателей миноритарной доли в дочернем обществе (речь о совместном с «АвтоВАЗом» производстве Chevy Niva. — «Известия»)», — говорится в отчете компании.
Концерн также указывает, что в III квартале 2015 года продажи автомобилей в Европе «выросли на 3 тыс. единиц по отношению к аналогичному периоду прошлого года, однако весь этот рост был нивелирован падением продаж в России». Несмотря на то что GM показывает в отчетности $450 млн потерь от изменения российской бизнес-модели, эта сумма никак не соотносится с теми компенсациями, которые будут выплачены дилерам концерна.
— В основном то, что они массово делают, — это компенсация за брендирование автосалона, как и говорилось. Это примерно около 3 млн рублей на один дилерский центр: где-то чуть больше, где-то меньше, — рассказывает исполнительный директор компании «Автоимпорт» Николай Салошин.
В дилерском сообществе отмечают, что средняя компенсация GM для авторитейлеров составляет порядка 3–4 млн рублей, таким образом, суммарные расходы на 310 дилеров Chevrolet и Opel не превысят $15–20 млн, что более чем в 20 раз меньше той оценки издержек, которую сделал концерн по рынку России. В GM информацию по этим расходам получить не удалось, официальный представитель по связям с общественностью «Джи Эм СНГ» Сергей Лепнухов на телефонные звонки не ответил. Эксперты затрудняются в обосновании таких расходов в России.
— Я просто не представляю, на какие цели они могли израсходовать $450 млн. Для дилеров явно вырисовывается небольшая сумма, консервация завода в Санкт-Петербурге тоже не потребует серьезных средств. Возможно, они заказали объемное консалтинговое исследование для создания новой стратегии работы в России с оставшимися брендами (Cadillac и представленным в урезанном составе Chevrolet), но это тоже разговор максимум о нескольких десятках миллионов долларов, — рассуждает управляющий партнер консалтингового агентства EURussia Partners Иван Бончев.
Как писали «Известия», американский концерн уже определился с порядком компенсации российским дилерам расходов на бизнес. В первую очередь абсолютно всем продавцам возмещаются затраты на корпоративную идентификацию (мебель, вывески, стенды, рекламные стелы и пилоны). В GM также были готовы возместить часть затрат на капитальное строительство центров (амортизацию), для сооружений не старше 5 лет.
На данный момент официально первую компенсацию вместе с подписанным контрактом на продолжение дистрибуции немногих оставшихся моделей получил только один дилер — «Фаворит Моторс». В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) «Известиям» сообщили, что около 15 дилеров намерены судиться с GM (официально начаты только пять процессов). Пензенский дилер «Автолоцман» подал в суд на GM на сумму 936 млн рублей. В середине октября Арбитражный суд Пензенской области частично удовлетворил требования истца, арестовав по 190 млн рублей на счетах ООО «Дженерал Моторз СНГ» и ООО «Дженерал Моторз Дэу Авто энд Технолоджи СНГ» (импортеры Opel и Chevrolet). Остальные продавцы по большей части готовы на мирное решение вопроса компенсации в расчете на продление контракта по гарантийному сервисному обслуживанию клиентов.
В некоторых случаях компаниям, однако, удается получить довольно внушительные компенсации от GM. Так, предварительно согласованная сумма компенсаций группе компаний Genser может превысить $1 млн, сказал «Известиям» информированный источник в автобизнесе.
— У Genser компенсация от GM более чем хорошая — порядка 70 млн рублей. Причем сами центры GM «Дженсера» не в полной мере попадают под требования по полной компенсации. Некоторые существуют более 5 лет, — рассказал «Известиям» источник в дилерском сообществе.
В Genser информацию о 70 млн рублей в виде компенсации от GM не подтвердили и не опровергли.
— Руководство группы Genser предпочитает не комментировать эту информацию, — сказала директор по рекламе и связям с общественностью Genser Наталья Быкова.
Источник: Известия