Операторы «большой тройки» отчитались о плохом первом квартале


Маркетинг | 20 Мая 2015 13:11 | 1

Операторы «большой тройки» отчитались о плохом первом квартале
Источник: Lori
Кризис и валютные колебания негативно сказались на показателях мобильных операторов в I квартале 2015 года. Вчера последней из «большой тройки» отчиталась МТС. Выручка компании выросла незначительно, а прибыль снизилась

Рубль и гривна подвели МТС последней из федеральных сотовых операторов опубликовала свою отчетность за первый квартал 2015 года по МСФО — 19 мая. Результаты крупнейшего оператора оказались лучше, чем у конкурентов (см. сравнительную таблицу). МТС зафиксировала рост рублевой выручки по сравнению с первым кварталом 2014 года на 2,7% (до 100,2 млрд руб.) по всей группе и на 3,6% (90,4 млрд руб.) по российскому подразделению. Выручка в долларовом эквиваленте снизилась, отметили на подведении квартальных итогов руководители МТС — на это повлияло ослабление курсов украинской и российской валют.

Снизилась за год у МТС и рентабельность. Маржа по OIBDA по сравнению с первым кварталом 2014 года просела с 43,2 до 41,2%, чистая прибыль — на 14,3%, до 10,9 млрд руб. Компания связывает это со снижением доходности от роуминговых услуг из-за ослабления рубля, девальвацией украинской гривны, потерей средств в размере 648 млн гривен (1,7 млрд руб.), размещенных в обанкротившихся украинских банках, а также с увеличением расходов из-за возобновления бизнеса в Узбекистане и индексацией заработной платы сотрудников.

Консолидированная выручка «МегаФона» в первые три месяца 2015 года снизилась год к году на 1,2% и составила 73,98 млрд руб. В России снижение выручки составило 1,8%, до 74 млрд руб. Оператор объяснял падение тем, что показатели 2014 года были очень высокими благодаря проводившейся Олимпиаде в Сочи — «МегаФон» был официальным партнером мероприятия. Несмотря на снижение выручки, оператор продемонстрировал рост чистой прибыли на 2,4%, до 7,4 млрд руб. Менеджеры «МегаФона» объясняют это «качественным управлением валютными рисками»: компания увеличила долларовую составляющую в банковских депозитах, а рублевую — в кредитах. В результате рентабельность по OIBDA оператора снизилась незначительно — на 0,2% и составила 43,4%.

Выручка российского подразделения VimpelCom Ltd выросла на 0,2%, до 66,2 млрд руб. Консолидированная выручка VimpelCom отображается в долларах, и из-за валютных колебаний ее падение за квартал составило 30% (до $5,024 млрд). Несмотря на это, холдинг показал почти шестикратный рост чистой прибыли в валютном исчислении — до $184 млн (с $38 млн в первом квартале 2014 года). Рост прибыли был достигнут прежде всего за счет продажи бизнеса в Италии: в марте этого года Wind Telecomunicazioni (100-процентная «дочка» VimpelCom) продала 90% акций компании Galata, которая владеет примерно 7,4 тыс. сотовых вышек. Сделка принесла компании $466 млн. Чистую прибыль по российскому подразделению VimpelCom не раскрывает.

Три дороги

Как видно из отчетности операторов, кризис затронул их по-разному, и нивелировать влияние экономической конъюнктуры на свой бизнес каждая компания пытается по-своему. МТС, несмотря ни на что, увеличивает капзатраты. В первом квартале 2015 года CAPEX оператора вырос более чем в два раза: консолидированные капзатраты группы составили 25,4 млрд руб. (в первом квартале 2014 года — 10 млрд руб.), российские — 23 млрд руб. (было 9,2 млрд руб.). В целом за год компания собирается инвестировать в развитие бизнеса около 85 млрд руб. (по итогам 2014 года — 92,5 млрд руб.).

Капзатраты за отчетный период увеличил и «МегаФон» — на 3,1%. Но в абсолютном значении цифры значительно меньше вложений МТС — 8 млрд руб. «Мы продолжаем инвестировать в развитие сети, расширяем емкость и покрытие LTE, но меньшими темпами, чем было раньше. Большая часть CAPEX в долларах, и определенный консерватизм проявлять надо», — говорил финансовый директор компании Геворк Вермишян.

Финансовые и операционные показатели «большой тройки» в России в I квартале 2015 года:

 
 
Оператор I кв. 2015 I кв. 2014 Изменение, %
 
Выручка от всего бизнеса, млрд руб. «МТС Россия» 90,4 87,3 3,6
 
«МегаФон» 72,7 74 -1,8
 
«ВымпелКом» 66,3 66,1 0,2
 
В т.ч. выручка от мобильного бизнеса (без учета продаж оборудования), млрд руб. «МТС Россия» 70,5 67,8 3,9
 
«МегаФон» 62,8 63,9 -1,6
 
«ВымпелКом» 52,1 52,4 -0,5
 
Доходы от передачи данных, млрд руб. «МТС Россия» 18,1 14,3 26
 
«МегаФон» 17,5 15,9 10,1
 
«ВымпелКом» 10,4 8,8 18,4
 
OIBDA*, млрд руб. «МТС Россия» 38,2 37,8 0,9
 
«МегаФон» 31,8 32,4 -1,8
 
«ВымпелКом» 26,1 26,5 -1,6
 
Маржа OIBDA, % «МТС Россия» 42,2 43,4 -1,2 п.п.
 
«МегаФон» 43,7 43,7 0
 
«ВымпелКом» 39,4 40,1 -0,7 п.п.
 
Чистая прибыль «МТС Россия» 9,1 9,5 -4,1
 
«МегаФон» 8,1 7,5 7,8
 
«ВымпелКом» н.д. н.д. н.д.
 
Средний доход на абонента в месяц (ARPU), руб. «МТС Россия» 315 325 -2,9
 
«МегаФон» н.д. н.д. н.д.
 
«ВымпелКом» 305 310 -1,6
 
Среднее количество минут разговора на абонента в месяц (MOU), мин. «МТС Россия» 367 353 4
 
«МегаФон» н.д. н.д. н.д.
 
«ВымпелКом» 303 287 5,5
 
Коэффициент оттока абонентов, % «МТС Россия» 10,1 10,1 0
 
«МегаФон» н.д. н.д. н.д.
 
«ВымпелКом» 15,8 17,1 -1,3 п.п.
 
Средняя стоимость минуты разговора (APPM), руб. «МТС Россия» 0,86 0,92 -6,5
 
«МегаФон» н.д. н.д. н.д.
 
«ВымпелКом» 1 1,08 -7,4
 
Абонентская база, млн человек «МТС Россия» 74,5 70 6,4
 
«МегаФон» 69,5 67,6 2,8
 
    «ВымпелКом» 55,7 55 1,3
 
*Операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов
 
Источник: данные компаний

В отличие от конкурентов холдинг VimpelCom резко сократил капзатраты — на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до $407 млн в первом квартале). В России «ВымпелКом» снизил CAPEX в два раза — с 11,48 млрд до 5,42 млрд руб. Предыдущий кризис (2008–2010 годов) стоил оператору второго места на рынке как по выручке, так и по абонентской базе.

Голос не нужен

«У идеального оператора доходы от голосовых услуг должны равняться нулю», — заявил на подведении квартальных итогов президент группы МТС Андрей Дубовсков. «Тот, кто будет быстрее терять выручку от голоса и потеряет ее раньше других, тот и будет победителем», — добавил он. Именно в самом быстрорастущем сегменте передачи данных сейчас прежде всего конкурируют операторы. Как ранее сообщала газета «Ведомости», МТС решила сосредоточиться на стимулировании абонентов потреблять больше интернет-трафика: компания снижает цены на смартфоны и готова возвращать абонентам до 50% стоимости гаджета. «Благодаря тому, что мы активно инвестировали в развитие сетей, мы получили возможность не зарабатывать три копейки на продаже телефонов, а зарабатывать на услугах», — пояснил это решение во вторник Дубовсков.

В сегменте мобильной передачи данных выручка МТС в России в первом квартале увеличилась на 26% год к году и составила 18,1 млрд руб. «Билайн» («ВымпелКом») продемонстрировал рост на 18%, до 10,4 млрд руб. По динамике этого показателя обе компании обходят некогда традиционного лидера — «МегаФон», у которого выручка от мобильной передачи данных выросла в первом квартале на 10,1% (17,5 млрд руб.). У МТС доля мобильного интернета в общей выручке от мобильных услуг составляет сейчас около 25,6%, у «МегаФона» — 27,8%, у «Билайна» — около 20%. По итогам 2014 года на мобильном интернете больше всех заработал «МегаФон»: направление принесло компании 66,2 млрд руб. Выручка МТС в этом сегменте составила 64,4 млрд руб., а у «Билайна» — 38,1 млрд руб.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


Источник: РБК

последние новости

Комментарии

антон (Гость) | 20.05.2015, 14:30
закономерно, странно было бы ожидать иного

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама