Visa нашла капитальный подход
В условиях вынужденного партнерства с российскими компаниями международные платежные системы (МПС) не хотят выпускать контроль над бизнесом из своих рук. Как выяснил "Ъ", Visa решила не ограничиваться арендой чужого процессинга. Вместо краткосрочного сотрудничества с российскими платежными системами она намерена стать совладельцем компании, которая будет осуществлять для нее процессинг
"Ъ" стали известны несколько новых требований Visa к будущим партнерам для перехода на их процессинг. По словам одного из источников "Ъ", Visa хочет участвовать в управлении компанией и быть одним из ее собственников. "Она требует такой же возможности и для банков",— добавляет другой источник "Ъ" в банке топ-10. Фактически Visa намерена либо войти в капитал своего потенциального партнера, либо создать вместе с ним новую коммерческую компанию. В Visa не стали комментировать условия тендера. "Мы предпринимаем шаги в отношении требований правительства РФ о локальном процессинге, фокусируясь на заключении коммерческого соглашения с российской компанией,— пояснили в пресс-службе Visa.— Это позволит нам сохранить уровень надежности и безопасности, который требуют наши клиенты, быстро развивать инновации, продвигать преимущества нашего бренда и предлагать конкуренцию на рынке".
Искать среди российских платежных систем партнеров для аренды их процессинга МПС начали в рамках договоренностей с российским правительством. Они предусматривают, что МПС предоставляется отсрочка на уплату страховых депозитов, размер которых поставил под вопрос их дальнейшее присутствие на этом рынке (по подсчетам Morgan Stanley, для Visa и MasterCard он составляет $2,9 млрд на двоих). Взамен МПС должны до 31 октября локализовать обработку операций по картам в России, перейдя на процессинг какой-либо из платежных систем, которая будет признана национально значимой, или оператора НПС, создаваемой Банком России. Впрочем, последний вариант для Visa, похоже, не актуален, учитывая выдвинутое ей условие об участии в капитале партнера. По закону, ЦБ не может отчуждать акции оператора НПС в течение двух лет.
Избежать взносов и зависимости от российских компаний МПС могли бы, став сами национально значимыми. Однако быстро это сделать не получится — по их оценкам, на это уйдет как минимум полтора года. Для получения нужного статуса они должны не только локализовать в России свой процессинг, соответствовать техническим требованиям к используемой платежной инфраструктуре, но и сменить структуру собственников таким образом, чтобы прямой или косвенный контроль над ними принадлежал российским гражданам (см. "Ъ" от 8 июля).
В этой связи MasterCard пока ограничилась объявлением тендера на выбор партнера по процессингу, однако Visa пошла в этом вопросе дальше.
Участников рынка требование Visa не удивило. "На заре создания УЭК, когда велись переговоры о сотрудничестве с MasterCard (УЭК использует ее платежное приложение M-Chip.— "Ъ"), MasterCard хотела стать акционером УЭК, но это встретило резкое сопротивление прежнего руководства УЭК, расценившего поведение MasterCard как попытку диверсии",— вспоминает один из собеседников "Ъ" на платежном рынке. Впрочем, есть и другая, более прозаичная версия: MasterCard отказалась от этой идеи, не найдя в ней экономической целесообразности. Готовы ли УЭК и "Золотая корона", которые, по сведениям "Ъ", ведут переговоры с Visa, пустить ее в свой капитал, неясно: там отказались от комментариев. "Судя по всему, все сведется к тому, что будет создано отдельное юрлицо, в котором Visa будет иметь, например, 49%, а остальное получат российская система и банки-партнеры Visa",— поясняет собеседник "Ъ". Таким образом, Visa фактически сможет контролировать компанию через банки, в том числе определять ценообразование.
Банкиры в позиции Visа противоречий закону не видят. "Visa дорожит своим брендом, и логично, что она хочет контролировать качество процессинга сторонней компании, безопасность и соответствие стандартам,— отмечает предправления банка "Авангард" Валерий Торхов.— Главное, чтобы в таком проекте контроль все же принадлежал российским субъектам — тогда будет ликвидирован внешнеполитический риск блокировки внутрироссийских трансакций, что и послужило первопричиной возникновения осложнений и доработки закона".
Источник: Коммерсантъ