«Эльдорадо», «Ашан» и Media Markt отстояли право на бонусы
Если бы суд встал на сторону ФАС, всем ритейлерам пришлось бы отказаться от дополнительных сборов с поставщиков
Четыре федеральных торговых сети — ООО «Ашан», ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», ООО «Эльдорадо» и ООО «Берингов Пролив Дельта» — защитили в трех судебных инстанциях право на получение бонусов, отсрочек платежей и прочих льгот от своих поставщиков за успешное продвижение их продукции. Судебные разбирательства, инициированные УФАС Татарстана, длились с 2011 года. Решение кассационного суда, которое было принято на днях, может поставить точку в споре торговых сетей и антимонопольщиков.
В договорах с поставщиками у всех четырех сетей содержались требования об отсрочках на 90 дней по выплатам за реализованную продукцию, о компенсации витринных образцов, вознаграждении за предоставление рекламных услуг, квартальных и годовых бонусах за выполнение плана продаж и других платежах.
По заключению ФАС, имел место сговор ритейлеров в результате которого поставщики оказались в невыгодных условиях. Для покрытия расходов на сборы для сетей им приходилось закладывать эти издержки в себестоимость продукции. УФАС Татарстана предписало ритейлерам прекратить действия, нарушающие закон «О защите конкуренции», то есть фактически отказаться от практики получения вознаграждений и льгот от поставщиков.
ФАС по Поволжскому округу в кассационной инстанции признал незаконным решение и предписание УФАС, сославшись на то, что обвинения в ценовом сговоре антимонопольное ведомство сформулировало исходя из условий договоров, но не доказало, что цены завышены по сравнению с рыночными.
По словам юриста Алексея Костоварова, представлявшего в суде интересы «Эльдорадо», ритейлеры работали по общепринятым в рознице рыночным стандартам. Он отметил, что если бы суд принял решение в пользу УФАС, то отказаться от льгот и бонусов пришлось бы всем розничным сетям России, так как этот прецедент мог бы повлечь обвинения в антимонопольных сговорах и для продовольственного, и для фэшн-ритейла, и для аптечных сетей, строящих отношения с поставщиками на тех же принципах.
Однако в УФАС Татарстана пока сдаваться не собираются. Как сообщила «Известиям» пресс-секретарь ведомства Резеда Мазитова, УФАС намерено обжаловать его в Высшем арбитражном суде России. Как пояснила Мазитова, разбирательства были инициированы по жалобе местного производителя — компании ОАО «Позис», выпускающей холодильники.
По словам модератора рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве РФ Вадима Новикова, подозрения УФАС в ценовом сговоре были безосновательными. Бонусы и вознаграждения — это не только российская, но и общемировая практика.
По его словам, в США были дискуссии о том, приводит ли система бонусов и вознаграждений к удорожанию товара на полках магазинов. Специалист по антимонопольным ограничениям Джошуа Райт (позже он вошел в руководство антимонопольного ведомства США) исследовал маркетинговую политику руководства сети военных универмагов Соединенных Штатов, которое отказалось от получения вознаграждений от поставщиков. Это привело к тому, что ритейлеры потеряли дополнительные стимулы к продвижению товара. В итоге со многими поставщиками договоры были расторгнуты, ассортимент военторгов и объемы продаж сократились, а цены на оставшуюся продукцию возросли.
— Сегодня нужно понимать, что магазин — это не только торговые полки, но еще и выставка, место рекламы и продвижения продукции. А за эти услуги ритейлеры должны получать отдельное вознаграждение, — считает Новиков.
Стоит отметить, что российский закон «О торговле» частично ограничивает дополнительные выплаты и отсрочки ритейлерам от поставщиков, но только для продовольственных сетей.
Источник: Известия