Tengelmann Group откроет в России продуктовую сеть
Немецкая Tengelmann Group, развивающая в России одну из крупнейших DIY-сетей OBI, решила попробовать свои силы в продуктовой рознице. В партнерстве с "Росеврогрупп" она собирается открыть 150 продуктовых дискаунтеров под брендом "Плюс". К 2020 году оборот бизнеса составит €1 млрд, инвестиции в проект оцениваются в €500 млн. Выделить земельные участки под строительство магазинов Tengelmann Group просит Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства
О намерении Tengelmann Group выйти на российский рынок говорится в презентации компании (есть у "Ъ"). Представитель ритейлера подтвердил "Ъ" эту информацию. Площадь магазинов "Плюс" составит 1,2-1,6 тыс. кв. м, торговая — 0,9-1,2 тыс. кв. м, утверждает источник на рынке ритейла.
Tengelmann будет развиваться совместно с "Росеврогрупп". Построением новой сети займется совместное предприятие ООО "Плюс девелопмент". Гендиректор СП Михаил Докукин подтвердил эту информацию и добавил, что в данный момент компания занята изучением всех имеющихся возможностей.
К настоящему времени ООО "Плюс девелопмент" уже обратилось в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства с письмом, в котором говорится, что компанию интересует участие в земельных аукционах, рассказал "Ъ" в кулуарах выставки недвижимости ExpoReal в Мюнхене замгендиректора фонда Денис Филиппов. По его словам, "Плюс девелопмент" интересуют участки в Московской, Тульской, Тверской, Рязанской и Нижегородской областях площадью 0,4-0,8 га.
Tengelmann Group была основана в 1867 году, собственником компании является семья Хауб (занимает 276-е место в списке самых богатых людей мира Forbes. Оборот за 2011 год — €10,78 млрд (около $14 млрд). EBITDA — €390 млн (около $507 млн). Действует в 15 странах Европы. В холдинг входят супермаркет Kaiser's, текстильный дискаунтер KiK, OBI, а также компании Tengelmann E-Commerce (занимается торговлей в интернете) и TREI Real Estate (торговля недвижимостью), владеет частью акций дискаунтеров Netto (15% акций, остальные 85% — торговое объединение EDEKA) и TEDi.
Иностранные ритейлеры присутствуют на российском рынке едва ли не с самого начала его формирования. Так, в 1997 году появился "Рамстор", который позднее был переименован в "Ситистор". В 2011 году появилась немецкая Metro, в 2002 году — французский Auchan, спустя два года — Billa. Были и неудачные попытки гигантов международной розницы. Например, в 2009 году открылся и тут же закрылся французский Carrefour, более десяти лет не может выйти на российский рынок Walmart.
В десятку лучших с точки зрения выручки ритейлеров страны входят два иностранных игрока — Auchan с долей 2,6% (выручка за 2011 год — $6,6 млрд) и Metro с долей 2% (с выручкой $4,5 млрд). Лидирует Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") с долей 5,7% (с выручкой $15,4 млрд). За 2011 год в денежном выражении рынок российской розницы составил 19,1 трлн руб. ($649 млрд), из них 9,1 трлн руб. ($309 млрд) пришлось на продуктовый ритейл.
По данным Х5 Retail Group и Euromonitor, в 2011 году на пять крупнейших игроков в Германии приходится 71% рынка, в Великобритании — 65%, в Польше — 35%, в России — 22%, в Турции — 17%. Уровень проникновения сетевого ритейла на рынке развитых с розничной точки зрения составляет в Финляндии 91%, во Франции — 87%, в Великобритании — 87%, в Германии — 87%, в США — 84%, в России — 45%. Среди развивающихся рынков Россия занимает шестую позицию с уровнем проникновения сетевой розницы 45%, на первой позиции — Венгрия (83%), затем Чехия (82%) и Польша (67%).
Средняя площадь российских дискаунтеров составляет 400-800 кв. м, в таком формате работает, например, "Пятерочка" (Х5 Retail Group, 2783 магазина). Сопоставимая с "Плюсом" площадь есть лишь у французского ATAK (68 магазинов). Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров напоминает, что успешные форматы для международных сетей — это гипермаркеты и супермаркеты. "Единственное исключение — "дочка" Auchan супермаркеты АТАК (фактически крупный дискаунтер)",— говорит он, добавляя, что "в целом такой формат доказал свою успешность и именно на АТАК, скорее всего, будут наиболее похожи дискаунтеры "Плюс"".
Источник: Коммерсантъ