12 Мая 2012 | 06:24

МТС открыла весенний сезон охоты на абонентов «Ростелекома» в Москве

Абонентам ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС) в последнее время стали звонить от имени этой компании, предлагая использовать выгодные, по словам звонящих, тарифы на междугородную и международную телефонную связь, рассказали «Маркеру» несколько пользователей МГТС. Сама МГТС услуг междугородной связи не предоставляет, однако является агентом по продаже этих услуг, лицензией на которые обладает ее материнская компания МТС

Картинка МТС открыла весенний сезон охоты на абонентов «Ростелекома» в Москве

Примечательно, что «целевой» аудиторией таких обзвонов являются те абоненты МГТС, которые на постоянной основе (в режиме pre-select) пользуются междугородной связью конкурента МТС на этом рынке — «Ростелекома». По оценке юристов, такая практика содержит в себе некоторую правовую коллизию.

Как боролись за московского абонента

Борьба за московского междугородного абонента между МТС и «Ростелекомом» ведется с 2008 года, когда на рынке вместо монополии на эти услуги, принадлежавшей «Ростелекому», появились еще несколько операторов дальней телефонной связи. В Москве главным конкурентом бывшего монополиста стал «Комстар», впоследствии присоединенный к МТС. Тогда отраслевыми нормативными актами были определены два режима пользования междугородной связью: когда абонент выбирает любого оператора при каждом звонке (hot-choise) или когда он выбирает оператора междугородной связи на постоянной основе, совершая все звонки только через него (pre-select). Причем на тот момент все междугородные абоненты Москвы были постоянными пользователями «Ростелекома», так как изначально других операторов этой связи в России не было. Чтобы выбрать другого оператора или перейти в режим hot-choise, абонент должен был писать специальное заявление. Первый в борьбе удар нанес «Комстар», принудительно переключив всех абонентов МГТС в режим выбора оператора при каждом междугородном звонке. Поэтому «Ростелекому» пришлось вести борьбу за восстановление своей постоянной абонентской базы, причем «Комстар» тоже, естественно, работал в этом направлении.

В результате на конец 2010 года базы постоянных абонентов междугородной связи «Комстара» и «Ростелекома» в Москве практически уравнялись и стабилизировалась: у каждого из них стало более 1 млн постоянных пользователей. Руководитель пресс-службы «Ростелекома» Кира Кирюхина сообщила «Маркеру», что на сегодня большая часть абонентов уже сознательно выбрала того или иного оператора. Сейчас, по сравнению с периодом 2008–2010 годов, потери «Ростелекома» в постоянных абонентах действительно незначительные: большинство абонентов демонстрирует стабильность — или лояльность выбранному оператору, или приверженность hot-choice. В МТС динамику базы постоянных пользователей междугородной связи не раскрывают.

Отчасти стабилизации абонентских баз способствовали действия, предпринятые «Ростелекомом» в виде обращений в ФАС. Поначалу ФАС не удовлетворила требование «Ростелекома» предотвратить действия «Комстара» и МГТС по недобросовестной конкуренции в виде прямого переманивания абонентов дальней связи. Но в конце концов антимонопольное ведомство вынесло решение о виновности МГТС в данном нарушении. Тогда речь шла о том, что при попытке абонента выбрать оператора при междугородном звонке в режиме hot-choise это сделать не удавалось, так как включался автоинформатор МГТС, оповещавший абонента только о том, как выбрать звонок через сеть «Комстара». МГТС оспорила это решение в суде, разбирательство шло долго, однако несколько дней назад третья судебная инстанция поддержала решение ФАС о виновности МГТС.

Почему обострилась борьба

Последовавшее после 2010 года затишье на «междугородном фронте» в Москве несколько смягчило ситуацию для «Ростелекома»: его доходы от этого вида связи стали падать не так быстро. Если в 2009 году доходы «Ростелекома» от междугородной и международной связи в целом по России сократились на 32% — с 47 млрд рублей до 31,9 млрд рублей, то в 2010 году ― только на 13%, до 28 млрд рублей, а в 2011 году ― также на 13%, до 24 млрд рублей.

Но соответственно стал падать вклад междугородной связи, в том числе в Москве, в общий доход от фиксированной связи МТС. В результате если в 2010 году доход МТС от фиксированной связи в России вырос на 17% до $1,75 млрд, то в 2011 году уже только на 13%, до $1,98 млрд. Видимо, МТС решила, что нужно активизироваться в этом направлении, поручив провести соответствующую работу в Москве своей «дочке» МГТС.

В самой МТС сказали «Маркеру», что МТС имеет соглашения с рядом компаний, занимающихся привлечением абонентов и в рамках действующего законодательства партнеры МТС могут осуществлять продвижение отдельных услуг оператора, в том числе междугородной связи. Относительно обзвона, который производится среди абонентов МГТС, то в МТС сообщили, что база контактов формируется путем случайного подбора номеров, число контактов ограничено. МТС обязывает своих партнеров (МГТС. ― «Маркер») информировать абонентов о возможностях тех или иных услуг только с согласия абонента.

В то же время, по информации, полученной «Маркером» от абонентов, во всех случаях звонки с предложением междугородных тарифов МТС совершались тем пользователям, у которых постоянным оператором междугородной связи является «Ростелеком».

В «Ростелекоме», в свою очередь, говорят, что им известна эта ситуация. Однако о каких-то шагах в связи с ней в компании решение не принималось, так как юридические основания для них неочевидны.

Тем не менее независимые юристы считают, что такие основания могут быть. Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе заявил «Маркеру», что когда МГТС звонит своим абонентам местной связи с предложением услуг, она имеет на это право. Но, когда она звонит об услугах, которые сама не предоставляет, а только продает, причем абонентам «Ростелекома», напрямую конкурирующего по предлагаемым услугам с материнской компанией МГТС, это представляет собой юридическую коллизию. Как считает Трапаидзе, «здесь есть как минимум повод для юридического разбирательства и не только. Потому что может идти речь о недобросовестной конкуренции». Если же выяснится, что обзвон действительно производится только среди абонентов МГТС, постоянно пользующихся услугами междугородной связи «Ростелкома», может возникнуть еще и вопрос о правомерности использования компанией МГТС базы данных о постоянных абонентах «Ростелекома» в интересах МТС.

Источник: Marker.ru

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.