«Ригла» потеснила «36,6» на розничном рынке лекарств
Аптечная сеть «36,6» впервые уступила лидерство на розничном рынке лекарственных средств. Первое место в 2011 году заняла «Ригла», свидетельствует рейтинг «Фармэксперта». Это результат разных стратегий: моноформатная «36,6» делает ставку на более маржинальную парафармацевтику, а «Ригла», напротив, увеличивает продажи лекарств и развивает аптеки-дискаунтеры «Будь здоров», отмечают эксперты
Впрочем, пока по общему обороту «36,6» все еще впереди. Но и
здесь разрыв с «Риглой» уже очень невелик.
Доля «36,6» на розничном рынке лекарственных средств по итогам 2011 года
составила 2,33% против 2,47% годом ранее. Таковы данные рейтинга
«Фармэксперта», который не учитывает аптечные продажи парафармацевтики,
медицинской техники и сопутствующих товаров. Бессменный лидер этого рейтинга с
2006 года — аптечная сеть «36,6» — переместился на второе место.
На первой строчке теперь находится «Ригла» с долей 2,55% (в 2010 году — 2,38%, см. таблицу). На третьем месте расположилась A5 Group, купившая летом 2011 года крупнейшую подмосковную сеть «Мособлфармация» (1,99% против 1,61%). По количеству точек «36,6» уступила лидерство A5 — 1005 и 1371 соответственно. У «Риглы» — 694 аптеки.
Потеря доли «36,6» на лекарственном розничном рынке объясняется разными стратегиями компаний в прошлом году, полагает директор по исследованиям и консалтингу «Фармэксперта» Николай Беспалов. «36,6» активно старалась наращивать оборот нелекарственной продукции: в частности, компания переформатировала 10% своих аптек в открытый формат выкладки, говорит г-н Беспалов. Этим компания старалась увеличить рентабельность бизнеса, ведь лекарственные средства из перечня жизненно важных подпадают под ценовое регулирование, продолжает эксперт.
А «Ригла», напротив, начала концентрироваться на лекарственных средствах и активно открывала аптеки в формате дискаунтера. В прошлом году многие сети пошли по такому пути и стали многоформатными, добавляет Николай Беспалов. «36,6» оставалась моноформатной.
Увеличение доли рынка «Риглы» стало результатом стратегии по
повышению конкурентоспособности в текущих условиях рынка, заявил РБК daily
гендиректор этой сети Александр Филиппов. «Это мультиформатность, взвешенное
развитие собственных торговых марок, органическое расширение сети», — уточнил
он.
В условиях возрастающей конкуренции, усиления госрегулирования сектора,
постоянно увеличивающейся арендной платы на первое место выходит операционная
эффективность и доходность аптек, и большая доля нелекарственного ассортимента
позволяет решить эту задачу, сказали РБК daily в «36,6». «В настоящее время
самым актуальным для нас является обеспечение максимального роста прибыльности
компании, — пояснили в пресс-службе сети. — Исторически в портфеле компании
нелекарственный ассортимент занимал значительную долю». В 2011 году на него
приходилось 34%. В «Ригле», впрочем, говорят, что на нелекарственный
ассортимент в сети приходится 20%.
Главный показатель успеха аптечной сети не определяется оборотом лекарственного
ассортимента, считает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Нужно смотреть на
общий оборот сети, оборот точки и рентабельность бизнеса, говорит он. По его
данным, по общему обороту «36,6» по-прежнему в лидерах, а «Ригла» на втором
месте, но разрыв между ними всего 10%. Так, оборот «Риглы» в 2011 году составил
14,7 млрд руб., у «36,6» — 16,1 млрд руб. Однако средний оборот на одну точку у
«Риглы» на 30% выше, чем у «36,6», подсчитал г-н Шуляк.
Источник: РБК Daily