На рынке DIY российские сети наступают на пятки иностранным
На рынке магазинов для ремонта и строительства, в так называемом сегменте DIY (do it yourself), в 2011 году обострилась конкуренция, свидетельствует рейтинг INFOLine. Лидерами рынка по-прежнему остаются международные сети OBI, Leroy Merlin и Castorama, однако в спину им уже дышит российский игрок «Метрика»
Именно он в прошлом году показал наибольший прирост площадей — более 50%. Подходящих участков под строительные гипермаркеты становится все меньше, отмечают эксперты, и выиграет тот, кто наиболее гибко подойдет к выбору форматов.
Согласно рейтингу INFOLine «Розничная торговля DIY & Household России», в 2011 году петербургская сеть «Метрика» увеличила свои площади на 52%, или на 44,5 тыс. кв. м (см. таблицу). По этому показателю российский ритейлер вышел на первое место, обогнав таких крупных международных игроков, как Leroy Merlin, Castorama и OBI. Второе место по приросту площадей занимает Castorama — они увеличились на 38,1 тыс. кв. м. Третий игрок — екатеринбургская компания «Трест СКМ» (сети «Суперстрой», «Стройарсенал»), которая открыла 21,2 тыс. кв. м новых площадей.
Крупные игроки этого сегмента сейчас чувствуют обострение
конкуренции, особенно в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург,
Краснодар и Ростов-на-Дону, говорит гендиректор INFOLine Михаил Бурмистров.
Гипермаркеты требуют определенного формата земельного участка, его правильного
местоположения и логистики, соглашается директор департамента торговой
недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. В Москве и Санкт-Петербурге
таких площадок уже крайне мало, добавляет эксперт.
На этом фоне агрессивному развитию «Метрики» способствовал особый формат ее
строительных супермаркетов с большим объемом открытых площадок и крытых
ангаров, разработанный для небольших городов, говорит г-н Бурмистров. «Они
могут динамично развиваться и быстро прирастать в площадях, потому что
капитальные затраты у такого формата существенно меньше, чем для строительства
крупных гипермаркетов», — уверен он.
При оценке объема прироста торговых площадей в INFOLine
открытые площадки «Метрики» учитывали с понижающим коэффициентом 0,2, крытые
ангары — 0,5.
Для российских ритейлеров все большую актуальность приобретает выход на рынки
небольших городов и разработка для них новых форматов, отмечает г-н Бурмистров.
Это подтверждает и гендиректор «Максидома» Дмитрий Соколов: «В Санкт-Петербурге
конкуренция среди DIY-магазинов очень высока, здесь представлены все самые
крупные игроки нашего сегмента».
Кроме того, для игроков рынка DIY оптимально сейчас было бы
выходить в города, где ведется комплексная застройка территорий, считает
Алексей Могила. «Такого магазина остро, например, не хватает в Сочи, — говорит
он. — Будут такие магазины востребованы и на территории Новой Москвы, если там
начнется строительство».
В целом рынок товаров для дома, ремонта и строительства в России в 2011 году
вырос более чем на 20% в рублевом выражении, оценивает Михаил Бурмистров. По
данным г-на Соколова, в прошлом году рынок прибавил порядка 12% и в 2012-м
ожидается такой же рост.
Источник: РБК Daily