Carrefour пробует вернуться в Россию, «Глобус Гурмэ» отправляется за рубеж
Как стало известно РБК daily, Carrefour второй раз прощупывает российскую почву с тем, чтобы появиться в стране своими гипермаркетами. Напомним, что первая попытка выхода на российские просторы закончилась провалом
Сразу два продуктовых ритейлера размышляют над не очень
популярной в России схемой франчайзинга. Как стало известно РБК daily,
французский Carrefour поручил своему эмиратскому франчайзи-партнеру Majid al
Futtaim Group разработать план вторичного наступления на Россию. Отечественный
игрок «Глобус Гурмэ», напротив, может стать первой торговой сетью
премиум-сегмента, которая поделится своей франшизой за рубежом.
Как стало известно РБК daily, Carrefour второй раз прощупывает российскую почву
с тем, чтобы появиться в стране своими гипермаркетами. Напомним, что первая
попытка выхода на российские просторы закончилась провалом — четыре собственных
магазина сети в России закрылись зимой 2010 года. На этот раз иностранцы решили
действовать осторожнее — ритейлер присматривается к выходу через франшизу.
Источник на рынке рассказал РБК daily, что партнер Carrefour из Арабских Эмиратов Majid al Futtaim Group (его франшиза распространяется на Ближний Восток, страны Персидского залива, Иран и Пакистан с 1995 года, действуют 37 гипермаркетов) не так давно выразил желание вывести на российский рынок гипермаркеты своего французского партнера. «Представители этой компании из ОАЭ не раз приезжали на встречу с отечественными девелоперами, обсуждался вопрос открытия Carrefour в России через франшизу», — говорит источник. Получить оперативные комментарии от участников этого процесса не удалось. При этом в Carrefour неоднократно отрицал в прессе информацию о планах выхода на российский рынок собственными силами в краткосрочной перспективе.
Отечественные специалисты в области торговли полны скепсиса
относительно перспектив развития французского ритейлера в России через
франшизу. Генеральный директор INFOline Иван Федяков не верит, что французам
удастся сделать хорошие магазины с помощью такой схемы партнерства. «Сеть может
просто угробить свой бренд с помощью франчайзи. С точки зрения сохранения
качества и контроля всех процессов это очень тяжелая история», — говорит
он.
На сегодняшний день развитием через франшизу на российском рынке ритейла
занимается лишь лидер отрасли по выручке Х5 Retail Group. Компания пробует свои
силы в обратном франчайзинге в открытии «Перекрестков» и «Пятерочек»,
фактически отказавшись от классической схемы этого способа партнерства. В
отличие от классической схемы, когда франчази-партнер выплачивает роялти за
использование бренда и технологий известной компании, при обратном франчайзинге
собственник торговой площади берет у сетей товар на реализацию, зарабатывая
свою комиссию с продаж.
По мнению Валерия Тараканова, руководителя компании
«Экспресс-ритейл», работающей над развитием магазинов под брендами
«Перекресток-Экспресс» и «Ситимаг» по франшизе Х5, использование подобной схемы
в России показало свою эффективность в отношении открытия небольших
магазинов.
Такие компании, как «Вестер» и «Виктория», пробовали заниматься
франчайзинговыми схемами, но быстро поняли, что для них эти варианты пока
неосуществимы. Пресс-секретарь «Вестера» Римма Ремизова говорит, что сеть
открыла с франчайзи-партнером гипермаркет в Нальчике еще до кризиса.
«Экономические перемены в стране сначала лишили нас возможности заниматься этим
проектом, а потом мы пришли к выводу, что пока это нам не совсем нужно», —
рассказала г-жа Ремизова.
Николай Власенко, один из создателей «Виктории» (поглощена сетью «Дикси» в 2011
году), напомнил, что у сети действуют два магазина во Владимире и Ульяновске по
франшизе. «Законодательство в этой сфере не очень четко обозначает права и
обязанности участников процесса, то есть нормативы не требуют от собственника
строгого соблюдения требований правообладателя, — говорит г-н Власенко. — Очень
сложно в таком партнерстве не потерять лояльность покупателей, мы не захотели
массово развивать этот проект».
«Ашан», «Лента» и «О’кей» пока ни разу не пробовали работать с таким инструментом на российском рынке. «Ашан» смущают законодательные нюансы, хотя своего желания попробовать этот вид развития в компании не скрывают. В «Ленте» уверены, что более эффективно развиваться самостоятельно, тем более все процессы легче контролировать без сторонних собственников. В «О’кей» не уверены, что кто-то сможет сохранить позитивную энергетику магазина и соотношение качество/цена продукции так, как это делает сама компания без посторонней помощи. Франчайзинг хорош в случае, когда компания исчерпала ресурсы для органического роста, а нам еще есть куда расти, уверены в «О’кей».
Представитель компании «Магнит» Олег Гончаров и вовсе назвал франчайзинг в России «гениальной авантюрой», пояснив, что связываться с франчази-партнерами в России — большой риск для любого ритейлера.
Генеральный директор «Глобус Гурмэ» Андрей Яковлев считает, что за рубежом законодательная база позволяет не испытывать головной боли в этом вопросе. «Вся схема отношений с франчайзи-партнерами обкатана годами», — уверен он. Именно поэтому этот игрок премиум-сегмента серьезно рассматривает вариант выхода на иностранные территории через франшизу. «Глобус Гурмэ» намерен до конца года дать жизнь первой торговой точке в Лондоне. Всего за рубежом откроется до 15 магазинов под этим российским именем.
Прямой конкурент «Глобус Гурмэ» — сеть «Азбука вкуса» —
выступает резко против развития своих магазинов по схеме франчайзинга. «По
брендбуку нельзя передать дух и уровень сервиса, которые мы создавали и
совершенствовали на протяжении шести лет, — считает гендиректор сети Владимир
Садовин. — Каким должен быть магазин, нельзя объяснить словами. Это можно
только почувствовать».
Источник: РБК Daily