31 Марта 2011 | 07:24

Услуги ЖКХ потеснили мобильную связь в терминалах

По итогам прошлого года рынок моментальных платежей вырос на 19%. Однако рост объемов был обеспечен в первую очередь увеличением средней суммы пополнения, количество же трансакций осталось неизменным. Стагнацию числа платежей эксперты связывают с постоянно растущими комиссиями за оплату сотовой связи

Картинка Услуги ЖКХ потеснили мобильную связь в терминалах

Показатели рынка моментальных платежей за 2010 год были представлены вчера на конференции Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). По сравнению с 2009 годом общий объем рынка увеличился на 19% — с 649 млрд до 772,2 млрд руб.

Однако рост рынка обеспечен в первую очередь увеличением средней суммы платежа, по итогам прошлого года она составила 132 руб., что на 20% больше суммы за 2009 год. Согласно данным НАУЭТ, это произошло в связи с увеличением доли платежей с большим чеком, таких как оплата ЖКУ, авиа- и железнодорожных билетов, погашение банковских кредитов и т. д. Доля платежей за ЖКУ и по погашению кредитов выросла до 1,5% и 8,7% от общего объема соответственно. При этом количество трансакций, то есть платежей, совершенных гражданами — одного из ключевых показателей рынка, осталось на уровне 2009 года, составив 5,9 млрд.

Стагнацию числа трансакций эксперты связывают со снижением доли платежей за услуги мобильной связи в общем обороте рынка, так как для оплаты связи терминалы используются гораздо чаще, чем для других платежей. За 2010 год доля "сотовых" платежей снизилась с 81 до 73,5% (см. график).

По словам главы комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Бориса Кима, снижение доли "сотовых" платежей вызвано повышением комиссий, снимаемых владельцами терминалов с клиентов. За 2010 год средняя комиссия, взимаемая агентами, выросла с 5,7 до 8% от суммы платежа, при этом доля платежей, не облагаемых комиссиями, снизилась с 15 до 9%. Платежные агенты, в свою очередь, связывают повышение комиссий с высокой арендной платой и изменением законодательства. С апреля прошлого года вступили в силу поправки к закону "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (103-ФЗ), в соответствии с которыми терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой (ККТ) и поставлены на учет в Федеральную налоговую службу. "После оснащения терминалов ККТ и увеличения документооборота мы были вынуждены заложить издержки в размер комиссии, которая теперь составляет в среднем 6%",— говорит гендиректор терминальной компании "Спринтнет" (владеет 2,5 тыс. терминалов) Рустам Ахтаров. По его словам, дальнейшего повышения комиссий компания не планирует.

Рост комиссий заставляет клиентов использовать альтернативные способы оплаты, указывают эксперты. В поисках более дешевого сервиса клиенты все чаще прибегают к услугам банков, которым, в отличие от платежных агентов, оборудование ККТ не нужно. В 2010 году на терминальный рынок вышел ряд крупных банков, среди них Альфа-банк, ВТБ 4, Мастер-банк, Росбанк, "Русский стандарт". В марте 400 терминалов приобрел банк "Финам".

По прогнозу НАУЭТ на 2011 год, увеличение объема рынка (на 20%) также будет обеспечено в первую очередь ростом суммы среднего платежа. "С четвертого квартала прошлого года мы ведем переговоры с владельцами терминалов о снижении комиссий, и хотя пока этого добиться не удалось, мы все же рассчитываем убедить агентов в необходимости таких мер,— указывает господин Ким.— В противном случае через какое-то время отток клиентов отразится и на их бизнесе". По словам господина Ахтарова, "Спринтнет", например, по крайней мере дальнейшего повышения комиссий не планирует.

Источник: Коммерсанть

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru