Рекламодатели пошли на снижение бюджетов
В 2010 году многие крупнейшие рекламодатели, в том числе Unilever, Reckitt Benckiser, "Вимм-Билль-Данн", МТС и "МегаФон" сократили свои бюджеты на фоне общего роста рынка, что следует из очередного рейтинга AdIndex. Годом ранее все было наоборот: рынок падал, но топовые рекламодатели увеличивали свои бюджеты, чтобы не потерять покупателей
Отраслевое интернет-издание AdIndex при поддержке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и исследовательских компаний TNS Russia и "ЭСПАР-Аналитик" подсчитало специально для "Ъ" бюджеты рекламодателей. По итогам 2010 года крупнейшим заказчиком рекламы вновь оказалась транснациональная компания Procter & Gamble с бюджетом 7,55 млрд руб. с НДС, из которых почти 6,29 млрд руб. пришлось на ТВ.
AdIndex оценивает бюджеты только в четырех медиа, где сегодня есть независимый мониторинг: на ТВ, радио, в прессе и наружной рекламе. Специальная методика согласована АКАР и учитывает экспертные оценки шести крупнейших отечественных коммуникационных групп. Полностью методика и весь рейтинг опубликованы на сайте AdIndex.
В прошлом году отечественный рекламный рынок восстанавливался после кризиса. В 2009 году затраты на рекламу в упомянутых медиа снизились на 30%, до 192,1 млрд руб., в 2010-м — уже выросли на 13%, почти до 217,6 млрд руб. Но если характерной особенностью 2009 года стало как раз увеличение крупнейшими рекламодателями своих бюджетов на фоне общего падения рынка, то в 2010 году 8 из 25 крупнейших заказчиков рекламы, наоборот, снизили свои расходы, а на отдельно взятом ТВ бюджеты уменьшили и вовсе 11 компаний.
В целом эти выводы подтверждают и в аналитическом центре "Видео Интернешнл" (АЦВИ). Его директор по маркетинговым исследованиям Сергей Веселов признает, что на федеральном ТВ доля "крупняка" действительно резко выросла в 2009 году и несколько снизилась в 2010-м, хотя все равно оставалась выше 2008 года. По данным АЦВИ, в 2010 году сократили свою активность в целом сотовые операторы (на 5%, до 5,4 млрд руб.), пивовары (на 12%, до 3,2 млрд руб.), производители прохладительных напитков (на 5%, до 2,6 млрд руб.).
В оценке МТС специалисты AdIndex указали верно только один тренд — сокращение телевизионного бюджета, настаивает пресс-секретарь оператора Ирина Осадчая. Она уточняет, что снижение затрат на телерекламу в 2010 году было не таким существенным, как указывает AdIndex (на 23%, до 2,12 млрд руб.). В "МегаФоне" подтверждают зафиксированное AdIndex уменьшение в прошлом году бюджетов на ТВ, радио и в прессе. Компания может позволить себе такое снижение без ущерба для своих финансовых показателей, отмечает пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина. В 2010 году выручка оператора по МСФО выросла на 18%, до 215,5 млрд руб.
Сокращение рекламных бюджетов в 2010 году не отразилось, к примеру, и на бизнесе Coca-Cola Co. В прошлом году ее продажи в России выросли в натуральном выражении на 16%, говорится в последней отчетности. В кризисном 2009 году компания зафиксировала 14-процентное падение продаж (по оценке AdIndex, рекламный бюджет тогда снизился на 6%, до 2,5 млрд руб.). Представитель российского офиса Coca-Cola Владимир Кравцов отказался от комментариев. Зато выручка в 2010 году пивоваренной компании "Балтика", также снизившей, по данным AdIndex, свою рекламную активность, упала на 15%, до 79,3 млрд руб. Но это падение обусловлено прежде всего повышением акцизов и не связано с сокращением расходов на рекламу, уверяет представитель "Балтики" Дарья Дорофеева.
В предыдущем десятилетии, сразу после августовского дефолта 1998 года крупнейшие рекламодатели резко сократили свои бюджеты, и потом им, как ранее напоминали в АЦВИ, понадобились годы, чтобы вернуть утраченные рыночные позиции. Поэтому во время следующего кризиса, в 2009 году, эти рекламодатели наращивали свою активность либо сокращали ее минимально. В более благополучном 2010 году, как свидетельствует рейтинг AdIndex, такая необходимость уже отпала.
Крупнейшие российские рекламодатели по объемам медиазакупок, млрд руб
место |
|
Рекламодатель |
ТВ бюджет |
Non-TV бюджет |
Суммарный бюджет |
||||||
2010 |
2009 |
2010 |
2009 |
% |
2010 |
2009 |
% |
2010 |
2009 |
% |
|
1 |
1 |
Procter & Gamble |
6,29 |
4,95 |
--* |
1,26 |
0,65 |
95 |
7,55 |
5,59 |
--* |
2 |
2 |
L'Oreal |
4,04 |
4,66 |
--* |
1,17 |
1,08 |
8 |
5,21 |
5,84 |
--* |
3 |
5 |
Nestle |
3,6 |
3,39 |
--* |
0,56 |
0,2 |
184 |
4,16 |
3,56 |
--* |
4 |
8 |
Mars-Russia |
3,51 |
3,33 |
6 |
0,25 |
0,06 |
298 |
3,76 |
3,39 |
11 |
5 |
7 |
Henkel Group |
3,42 |
3,35 |
--* |
0,08 |
0,05 |
44 |
3,5 |
3,4 |
--* |
6 |
4 |
Unilever |
3,12 |
3,43 |
-9 |
0,3 |
0,13 |
126 |
3,41 |
3,56 |
-4 |
7 |
12 |
Билайн |
2,43 |
2,02 |
20 |
0,69 |
0,73 |
-5 |
3,12 |
2,75 |
13 |
8 |
9 |
Reckitt Benckiser |
2,77 |
3,06 |
-9 |
0,14 |
0,05 |
189 |
2,91 |
3,11 |
-6 |
9 |
3 |
МТС |
2,12 |
2,77 |
-23 |
0,69 |
0,82 |
-75 |
2,81 |
3,59 |
-22 |
10 |
6 |
Wimm-Bill-Dann |
2,59 |
3,42 |
-24 |
0,09 |
0,07 |
22 |
2,67 |
3,5 |
-24 |
11 |
10 |
Мегафон |
2,06 |
2,46 |
-17 |
0,54 |
0,58 |
-6 |
2,6 |
3,04 |
-15 |
12 |
11 |
Danone |
2,48 |
2,74 |
-9 |
0,1 |
0,06 |
54 |
2,58 |
2,8 |
-8 |
13 |
14 |
Pepsi Co |
2,3 |
2,14 |
8 |
0,15 |
0,09 |
31 |
2,46 |
2,23 |
10 |
14 |
15 |
Kraft Foods |
1,89 |
1,7 |
11 |
0,47 |
0,24 |
101 |
2,36 |
1,93 |
22 |
15 |
20 |
Volkswagen |
0,83 |
0,71 |
18 |
1,03 |
0,71 |
-16 |
1,86 |
1,42 |
31 |
16 |
18 |
Ferrero |
1,8 |
1,47 |
23 |
0,01 |
0 |
729 |
1,81 |
1,47 |
23 |
17 |
17 |
Эльдорадо |
1,42 |
1,44 |
-2 |
0,3 |
0,21 |
44 |
1,72 |
1,65 |
4 |
18 |
16 |
Балтика |
1,27 |
1,41 |
-11 |
0,45 |
0,43 |
3 |
1,71 |
1,85 |
-7 |
19 |
13 |
Coca-Cola |
1,48 |
2,38 |
-38 |
0,15 |
0,12 |
28 |
1,64 |
2,5 |
-34 |
20 |
19 |
Colgate-Palmolive |
1,44 |
1,39 |
4 |
0,05 |
0,06 |
-13 |
1,49 |
1,44 |
3 |
21 |
29 |
Калина |
1,46 |
1,04 |
40 |
0,02 |
0,05 |
-55 |
1,48 |
1,09 |
36 |
22 |
22 |
Эвалар |
0,63 |
0,98 |
-36 |
0,78 |
0,36 |
115 |
1,41 |
1,34 |
5 |
23 |
21 |
М.Видео |
0,97 |
0,99 |
-1 |
0,42 |
0,38 |
11 |
1,39 |
1,36 |
2 |
24 |
30 |
Samsung Electronics |
0,84 |
0,56 |
49 |
0,49 |
0,47 |
3 |
1,32 |
1,03 |
28 |
25 |
46 |
LVMH |
0,42 |
0,16 |
167 |
0,82 |
0,53 |
53 |
1,24 |
0,69 |
79 |
26 |
27 |
Sun Inbev |
0,89 |
0,81 |
10 |
0,29 |
0,31 |
-13 |
1,19 |
1,12 |
6 |
27 |
42 |
Сбербанк России |
0,65 |
0,53 |
23 |
0,48 |
0,3 |
59 |
1,14 |
0,83 |
36 |
28 |
28 |
Фармстандарт |
1,03 |
0,99 |
4 |
0,09 |
0,12 |
-26 |
1,12 |
1,11 |
1 |
29 |
32 |
Berlin-Chemie MG |
0,96 |
0,91 |
6 |
0,06 |
0,07 |
-6 |
1,02 |
0,97 |
5 |
30 |
35 |
LG Electronics |
0,6 |
0,64 |
-6 |
0,4 |
0,32 |
23 |
1 |
0,96 |
4 |
31 |
40 |
Mcdonald's |
0,81 |
0,75 |
8 |
0,17 |
0,12 |
-68 |
0,98 |
0,87 |
12 |
32 |
26 |
General Motors |
0,7 |
0,84 |
-17 |
0,25 |
0,28 |
-11 |
0,95 |
1,13 |
-16 |
33 |
24 |
Toyota |
0,5 |
0,67 |
-26 |
0,45 |
0,49 |
-8 |
0,95 |
1,16 |
-18 |
34 |
41 |
Peugeot Citroen |
0,46 |
0,52 |
-11 |
0,48 |
0,33 |
47 |
0,94 |
0,84 |
11 |
35 |
31 |
Johnson & Johnson |
0,84 |
0,89 |
-5 |
0,1 |
0,09 |
5 |
0,94 |
0,99 |
-4 |
36 |
36 |
Novartis |
0,85 |
0,87 |
-2 |
0,09 |
0,07 |
32 |
0,94 |
0,93 |
1 |
37 |
25 |
Beiersdorf |
0,77 |
1,03 |
-25 |
0,16 |
0,13 |
30 |
0,94 |
1,15 |
-19 |
38 |
37 |
Glaxosmithkline |
0,81 |
0,91 |
-11 |
0,1 |
0,02 |
538 |
0,91 |
0,92 |
-1 |
39 |
45 |
Nissan |
0,5 |
0,38 |
31 |
0,41 |
0,35 |
18 |
0,91 |
0,73 |
25 |
40 |
39 |
Avon |
0,8 |
0,8 |
0 |
0,1 |
0,09 |
4 |
0,9 |
0,89 |
0 |
41 |
51 |
Dirol Cadbury |
0,84 |
0,66 |
28 |
0,03 |
0 |
5456 |
0,88 |
0,66 |
33 |
42 |
50 |
Sandoz Farma |
0,84 |
0,63 |
32 |
0,03 |
0,03 |
8 |
0,87 |
0,66 |
31 |
43 |
64 |
Sanofi Aventis |
0,82 |
0,44 |
88 |
0,04 |
0,05 |
-17 |
0,87 |
0,49 |
77 |
44 |
56 |
Central Partnership |
0,56 |
0,42 |
33 |
0,3 |
0,15 |
106 |
0,87 |
0,57 |
52 |
45 |
44 |
Алькор и К |
0,54 |
0,43 |
26 |
0,32 |
0,3 |
7 |
0,86 |
0,73 |
18 |
46 |
52 |
Mercury |
0 |
0,01 |
-69 |
0,86 |
0,63 |
35 |
0,86 |
0,65 |
33 |
47 |
23 |
X5 Retail Group |
0,54 |
1,06 |
-49 |
0,31 |
0,15 |
109 |
0,84 |
1,21 |
-30 |
48 |
71 |
Orimi Trade |
0,78 |
0,43 |
79 |
0,05 |
0,01 |
831 |
0,83 |
0,44 |
89 |
49 |
43 |
S.C.Johnson |
0,77 |
0,79 |
-3 |
0,01 |
0 |
346 |
0,78 |
0,8 |
-2 |
50 |
34 |
Москва-Эфес |
0,63 |
0,77 |
-18 |
0,14 |
0,2 |
-29 |
0,77 |
0,96 |
-20 |
* Для компаний Procter & Gamble, L'Oreal, Nestle и Henkel в 2010 году
была изменена методика оценки бюджета на телевизионную рекламу, поэтому
сравнение с 2009 годом некорректно.
Ознакомиться с методикой можно здесь.
Любое воспроизведение рейтинга возможно только с письменного согласия редакции.
Полная версия рейтинга - ТОП-250 рекламодателей в динамике 2010/2009 опубликована в разделе "Рейтинги".
Источник: Коммерсантъ