21 Марта 2011 | 10:30

Рекламодатели пошли на снижение бюджетов

В 2010 году многие крупнейшие рекламодатели, в том числе Unilever, Reckitt Benckiser, "Вимм-Билль-Данн", МТС и "МегаФон" сократили свои бюджеты на фоне общего роста рынка, что следует из очередного рейтинга AdIndex. Годом ранее все было наоборот: рынок падал, но топовые рекламодатели увеличивали свои бюджеты, чтобы не потерять покупателей

Картинка Рекламодатели пошли на снижение бюджетов

Отраслевое интернет-издание AdIndex при поддержке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и исследовательских компаний TNS Russia и "ЭСПАР-Аналитик" подсчитало специально для "Ъ" бюджеты рекламодателей. По итогам 2010 года крупнейшим заказчиком рекламы вновь оказалась транснациональная компания Procter & Gamble с бюджетом 7,55 млрд руб. с НДС, из которых почти 6,29 млрд руб. пришлось на ТВ.

AdIndex оценивает бюджеты только в четырех медиа, где сегодня есть независимый мониторинг: на ТВ, радио, в прессе и наружной рекламе. Специальная методика согласована АКАР и учитывает экспертные оценки шести крупнейших отечественных коммуникационных групп. Полностью методика и весь рейтинг опубликованы на сайте AdIndex.

В прошлом году отечественный рекламный рынок восстанавливался после кризиса. В 2009 году затраты на рекламу в упомянутых медиа снизились на 30%, до 192,1 млрд руб., в 2010-м — уже выросли на 13%, почти до 217,6 млрд руб. Но если характерной особенностью 2009 года стало как раз увеличение крупнейшими рекламодателями своих бюджетов на фоне общего падения рынка, то в 2010 году 8 из 25 крупнейших заказчиков рекламы, наоборот, снизили свои расходы, а на отдельно взятом ТВ бюджеты уменьшили и вовсе 11 компаний.

В целом эти выводы подтверждают и в аналитическом центре "Видео Интернешнл" (АЦВИ). Его директор по маркетинговым исследованиям Сергей Веселов признает, что на федеральном ТВ доля "крупняка" действительно резко выросла в 2009 году и несколько снизилась в 2010-м, хотя все равно оставалась выше 2008 года. По данным АЦВИ, в 2010 году сократили свою активность в целом сотовые операторы (на 5%, до 5,4 млрд руб.), пивовары (на 12%, до 3,2 млрд руб.), производители прохладительных напитков (на 5%, до 2,6 млрд руб.).

В оценке МТС специалисты AdIndex указали верно только один тренд — сокращение телевизионного бюджета, настаивает пресс-секретарь оператора Ирина Осадчая. Она уточняет, что снижение затрат на телерекламу в 2010 году было не таким существенным, как указывает AdIndex (на 23%, до 2,12 млрд руб.). В "МегаФоне" подтверждают зафиксированное AdIndex уменьшение в прошлом году бюджетов на ТВ, радио и в прессе. Компания может позволить себе такое снижение без ущерба для своих финансовых показателей, отмечает пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина. В 2010 году выручка оператора по МСФО выросла на 18%, до 215,5 млрд руб.

Сокращение рекламных бюджетов в 2010 году не отразилось, к примеру, и на бизнесе Coca-Cola Co. В прошлом году ее продажи в России выросли в натуральном выражении на 16%, говорится в последней отчетности. В кризисном 2009 году компания зафиксировала 14-процентное падение продаж (по оценке AdIndex, рекламный бюджет тогда снизился на 6%, до 2,5 млрд руб.). Представитель российского офиса Coca-Cola Владимир Кравцов отказался от комментариев. Зато выручка в 2010 году пивоваренной компании "Балтика", также снизившей, по данным AdIndex, свою рекламную активность, упала на 15%, до 79,3 млрд руб. Но это падение обусловлено прежде всего повышением акцизов и не связано с сокращением расходов на рекламу, уверяет представитель "Балтики" Дарья Дорофеева.

В предыдущем десятилетии, сразу после августовского дефолта 1998 года крупнейшие рекламодатели резко сократили свои бюджеты, и потом им, как ранее напоминали в АЦВИ, понадобились годы, чтобы вернуть утраченные рыночные позиции. Поэтому во время следующего кризиса, в 2009 году, эти рекламодатели наращивали свою активность либо сокращали ее минимально. В более благополучном 2010 году, как свидетельствует рейтинг AdIndex, такая необходимость уже отпала.

 

Крупнейшие российские рекламодатели по объемам медиазакупок, млрд руб

место

 

Рекламодатель

ТВ бюджет

Non-TV бюджет

Суммарный бюджет

2010

2009

2010

2009

%

2010

2009

%

2010

2009

%

1

1

Procter & Gamble

6,29

4,95

 --*

1,26

0,65

95

7,55

5,59

 --*

2

2

L'Oreal

4,04

4,66

 --*

1,17

1,08

8

5,21

5,84

 --*

3

5

Nestle

3,6

3,39

 --*

0,56

0,2

184

4,16

3,56

 --*

4

8

Mars-Russia

3,51

3,33

6

0,25

0,06

298

3,76

3,39

11

5

7

Henkel Group

3,42

3,35

 --*

0,08

0,05

44

3,5

3,4

 --*

6

4

Unilever

3,12

3,43

-9

0,3

0,13

126

3,41

3,56

-4

7

12

Билайн

2,43

2,02

20

0,69

0,73

-5

3,12

2,75

13

8

9

Reckitt Benckiser

2,77

3,06

-9

0,14

0,05

189

2,91

3,11

-6

9

3

МТС

2,12

2,77

-23

0,69

0,82

-75

2,81

3,59

-22

10

6

Wimm-Bill-Dann

2,59

3,42

-24

0,09

0,07

22

2,67

3,5

-24

11

10

Мегафон

2,06

2,46

-17

0,54

0,58

-6

2,6

3,04

-15

12

11

Danone

2,48

2,74

-9

0,1

0,06

54

2,58

2,8

-8

13

14

Pepsi Co

2,3

2,14

8

0,15

0,09

31

2,46

2,23

10

14

15

Kraft Foods

1,89

1,7

11

0,47

0,24

101

2,36

1,93

22

15

20

Volkswagen

0,83

0,71

18

1,03

0,71

-16

1,86

1,42

31

16

18

Ferrero

1,8

1,47

23

0,01

0

729

1,81

1,47

23

17

17

Эльдорадо

1,42

1,44

-2

0,3

0,21

44

1,72

1,65

4

18

16

Балтика

1,27

1,41

-11

0,45

0,43

3

1,71

1,85

-7

19

13

Coca-Cola

1,48

2,38

-38

0,15

0,12

28

1,64

2,5

-34

20

19

Colgate-Palmolive

1,44

1,39

4

0,05

0,06

-13

1,49

1,44

3

21

29

Калина

1,46

1,04

40

0,02

0,05

-55

1,48

1,09

36

22

22

Эвалар

0,63

0,98

-36

0,78

0,36

115

1,41

1,34

5

23

21

М.Видео

0,97

0,99

-1

0,42

0,38

11

1,39

1,36

2

24

30

Samsung Electronics

0,84

0,56

49

0,49

0,47

3

1,32

1,03

28

25

46

LVMH

0,42

0,16

167

0,82

0,53

53

1,24

0,69

79

26

27

Sun Inbev

0,89

0,81

10

0,29

0,31

-13

1,19

1,12

6

27

42

Сбербанк России

0,65

0,53

23

0,48

0,3

59

1,14

0,83

36

28

28

Фармстандарт

1,03

0,99

4

0,09

0,12

-26

1,12

1,11

1

29

32

Berlin-Chemie MG

0,96

0,91

6

0,06

0,07

-6

1,02

0,97

5

30

35

LG Electronics

0,6

0,64

-6

0,4

0,32

23

1

0,96

4

31

40

Mcdonald's

0,81

0,75

8

0,17

0,12

-68

0,98

0,87

12

32

26

General Motors

0,7

0,84

-17

0,25

0,28

-11

0,95

1,13

-16

33

24

Toyota

0,5

0,67

-26

0,45

0,49

-8

0,95

1,16

-18

34

41

Peugeot Citroen

0,46

0,52

-11

0,48

0,33

47

0,94

0,84

11

35

31

Johnson & Johnson

0,84

0,89

-5

0,1

0,09

5

0,94

0,99

-4

36

36

Novartis

0,85

0,87

-2

0,09

0,07

32

0,94

0,93

1

37

25

Beiersdorf

0,77

1,03

-25

0,16

0,13

30

0,94

1,15

-19

38

37

Glaxosmithkline

0,81

0,91

-11

0,1

0,02

538

0,91

0,92

-1

39

45

Nissan

0,5

0,38

31

0,41

0,35

18

0,91

0,73

25

40

39

Avon

0,8

0,8

0

0,1

0,09

4

0,9

0,89

0

41

51

Dirol Cadbury

0,84

0,66

28

0,03

0

5456

0,88

0,66

33

42

50

Sandoz Farma

0,84

0,63

32

0,03

0,03

8

0,87

0,66

31

43

64

Sanofi Aventis

0,82

0,44

88

0,04

0,05

-17

0,87

0,49

77

44

56

Central Partnership

0,56

0,42

33

0,3

0,15

106

0,87

0,57

52

45

44

Алькор и К

0,54

0,43

26

0,32

0,3

7

0,86

0,73

18

46

52

Mercury

0

0,01

-69

0,86

0,63

35

0,86

0,65

33

47

23

X5 Retail Group

0,54

1,06

-49

0,31

0,15

109

0,84

1,21

-30

48

71

Orimi Trade

0,78

0,43

79

0,05

0,01

831

0,83

0,44

89

49

43

S.C.Johnson

0,77

0,79

-3

0,01

0

346

0,78

0,8

-2

50

34

Москва-Эфес

0,63

0,77

-18

0,14

0,2

-29

0,77

0,96

-20

* Для компаний Procter & Gamble, L'Oreal, Nestle и Henkel в 2010 году была изменена методика оценки бюджета на телевизионную рекламу, поэтому сравнение с 2009 годом  некорректно.

Ознакомиться с методикой можно здесь.

Любое воспроизведение рейтинга возможно только с письменного согласия редакции.

Полная версия рейтинга - ТОП-250 рекламодателей в динамике 2010/2009 опубликована в разделе "Рейтинги". 

Источник: Коммерсантъ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.