Лев Хасис покидает пост гендиректора Х5 Retail Group
Один из самых дорогостоящих российских топ-менеджеров — Лев Хасис покидает пост гендиректора Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) после пяти лет управления компанией. С июня этого года новым гендиректором Х5 назначен Андрей Гусев, курирующий департамент слияний и поглощений Х5. Инвесторы связывают кадровые перестановки с тем, что Х5 за последние два года чуть не уступила лидерство своему основному конкуренту — сети "Магнит"
Вчера Х5 Retail Group объявила о том, что наблюдательный совет компании принял отставку Льва Хасиса с поста главного исполнительного директора. В сообщении компании говорится также о решении совета назначить на этот пост Андрея Гусева, который сейчас является заместителем гендиректора и директором департамента M&A. Кандидатура будет вынесена на утверждение годовым общим собранием акционеров в июне 2011 года. Лев Хасис останется в компании до 1 июня для "обеспечения плавной передачи полномочий".
Лев Хасис рассказал "Ъ", что его отставка обсуждается уже больше года. "Ъ" впервые сообщал о возможном уходе господина Хасиса в ноябре 2009 года, но тогда и сам менеджер, и "Альфа-групп" называли такое событие маловероятным (см. "Ъ" от 25 ноября 2009 года). В итоге — это обоюдное решение самого менеджера и совета директоров компании, рассказал вчера "Ъ" глава "Альфа-групп" Михаил Фридман. "Лев возглавил компанию в период ее формирования, сразу после объединения "Перекрестка" и "Пятерочки" в 2006 году",— рассказал господин Фридман в блицинтервью "Ъ" (см. на стр. 9).
"К текущему моменту бизнес Х5 вырос в пять раз! Это отличный результат. Но сейчас компания перешла на новый этап развития, и, как говорится, ей нужна свежая кровь, новый взгляд",— продолжил господин Фридман (см. блицинтервью на стр. 9). Лев Хасис еще не думал, чем займется после ухода из Х5. "В общей сложности я проработал в компании более десяти лет (в 1999 году господин Хасис вошел в совет директоров ЗАО "ТД "Перекресток"".— "Ъ"). Уже хочется подумать насчет других возможностей в жизни, но конкретных идей у меня нет",— говорит господин Хасис. У менеджера есть личный проект — сеть магазинов премиум-класса "Глобус Гурмэ", кроме того, он является миноритарным акционером авиакомпании "Трансаэро". "Это не те проекты, которым я посвящу все свое время. Вот, у Walmart показатели в этом году не очень, может быть, им пригодится моя помощь. Я был в Бентонвиле (там расположен головной офис Walmart - "Ъ"), в целом городок чистый и уютный",— шутит он.
Лев Хасис считается самым дорогим топ-менеджером несырьевых компаний: его зарплата на посту гендиректора Х5 в 2009 году составила $2,122 млн, выплаченный по итогам года бонус — $1,456 млн. Кроме того, ему принадлежит 1,8% Х5 без учета опционов, которые, согласно отчетности Х5 за 2009 год, составляют еще 0,93% Х5. Продавать свои акции он не планирует: "Я вижу существенный потенциал роста, и продать бумаги сейчас просто неразумно".
X5 Retail Group N.V. на 31 декабря 2010 года управляла 2,469 тыс. магазинами в России и на Украине под брендами "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", "Копейка" и др. Чистая розничная выручка за 2010 год выросла на 30% в сравнении с 2009 годом — до $11,248 млрд (с учетом приобретенной в конце 2010 года сети "Копейка" — $13,047 млрд). "Альфа-групп" принадлежит 47,9%. Капитализация на LSE вчера — $11,5 млрд.
В последние годы Х5 заметно уступала своему ближайшему конкуренту — краснодарской сети "Магнит" в темпах органического роста, отмечает старший аналитики "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина. ""Магнит" умеет открывать магазины быстрее и дешевле. Темпы роста Х5 с 1 декабря без учета покупки "Копейки" составят примерно 25%, в то время как выручка "Магнита" вырастет на 39% (аудированную отчетность по итогам 2010 года компании еще не публиковали.— "Ъ")",— рассуждает она. В 2011 году Х5 прогнозирует рост продаж на 40% — 20% обеспечит органический рост, остальной вклад в рост внесут приобретенные в конце 2010 года магазины "Копейка". Назначение новым гендиректором Х5 Андрея Гусева, который курировал в Х5 M&A, логично именно по этим причинам, считает Наталья Загвоздина. "Сделки были одним из основных катализаторов роста Х5 в последний год",— считает она.
Рост за счет M&A дорого обходится, и рост по показателю ROIC (возврат на вложенный капитал) у Х5 тоже ниже, чем у "Магнита" — 11,5% против 19,9% соответственно. В последнее время Х5 уступила "Магниту" и по капитализации — $11,5 млрд и $12,992 млрд соответственно, несмотря на то что годовая выручка Х5 больше выручки "Магнита" на $5 млрд. Задачи "копировать" стратегию "Магнита" никогда не было, и реальные причины кадровых перестановок не в том, что между двумя компаниями усилилась конкуренция, возражает топ-менеджер Х5. По мнению основного акционера "Магнита" Сергея Галицкого, заслуги Льва Хасиса в Х5 не стоит преуменьшать: "Лев — очень сильный соперник, с ним действительно было очень сложно и интересно конкурировать. Он не рядовой менеджер, я очень уважительно отношусь к тому, что он делал".
Итоги работы Льва Хасиса
Лев Хасис проработал на посту главного исполнительного директора X5 Retail Group 1757 дней. Он занял эту должность 18 мая 2006 года, когда группа была образована путем слияния сетей "Перекресток" и "Пятерочка".
С момента образования X5 общее число ее магазинов выросло в 4,4 раза — с 561 в сентябре 2006 года до 2469 в январе 2011 года. Компания сохранила первое место на российском рынке розничной торговли, увеличив торговые площади более чем втрое: с 446 тыс. до 1,4 млн кв. м.
За четыре года компания провела ряд успешных сделок по поглощению конкурентов. В 2007 году X5 получила контроль над сетями "Корзинка" и "Страна Геркулесия", в 2008 году приобрела сеть гипермаркетов "Карусель", а в 2009–2010 годах присоединила сети "Патэрсон", "Копейка" и "Остров".
Капитализация группы за четыре года выросла на 118% — с $4,9 млрд в октябре 2006 года до $10,7 млрд в марте 2011 года. Выручка увеличилась более чем в три раза — с $3,55 млрд в 2006 году до $11,25 млрд в 2010 году. За весь 2006 год чистая прибыль группы составила $103 млн, а за девять месяцев 2010 года — $183 млн.
Источник: Коммерсантъ