Туркмения заглушила МТС
Местное правительство намерено прекратить работу российского оператора в стране
Уведомление о приостановке на месяц действия лицензий МТС получила еще 15 декабря, решение вступило в силу 21 декабря 2010 года (см. "Ъ" от 17 декабря). Тогда же истек срок действия трехстороннего договора, заключенного в ноябре 2005 года между BCTI, МТС и министерством связи Туркмении.
Как оказалось, намерения правительства Туркмении оказались еще серьезнее. Власти обязали МТС расторгнуть контракты с абонентами (2,4 млн) и провести с ними взаиморасчеты. МТС получила извещение об одностороннем прекращении договоров на аренду площадок для размещения базовых станций, антенно-мачтовых сооружений, аренду цифровых портов с 1 января 2011 года. До конца 2010 года МТС должна демонтировать оборудование, с 1 января у него фактически отзываются частоты. Президент МТС Михаил Шамолин сообщил, что компания не получила от властей ни объяснения причин решения, ни каких-либо претензий и предложений.
В МТС поясняют, что трехсторонний договор является, по сути, соглашением о защите инвестиций, по которому компания отчисляет 20% чистой прибыли в пользу Туркмении, а к лицензии на оказание услуг связи этот договор отношения не имеет. В сообщении МИД Туркмении говорится: "Прекращение деятельности МТС в Туркменистане осуществлено в связи с истечением пятилетнего срока действия соответствующего договора".
МТС уже подала иски в Международный арбитражный суд Международной торговой палаты, а также в Арбитражный суд Туркмении о признании недействительным решения о приостановлении лицензий BCTI. Суд отказался его принимать, МТС подала кассационную жалобу.
МТС оценивает ущерб примерно в $585 млн (в горизонте пяти лет без дисконтирования чистой прибыли). В отчетности МТС убыток составит порядка $160 млн. За девять месяцев этого года в выручке группы МТС BCTI составил 1,9% ($157,7 млн). Капвложения в строительство сети с 2005 года составили $188,4 млн.
"Мы внимательно следим за ситуацией, определенные меры уже предпринимались",— заявил вчера пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков. Он не стал конкретизировать, кто именно принимал меры.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что история с МТС — сугубо политический вопрос, не связанный с бизнесом оператора в этой стране: "Настоящая причина — газовые отношения между Россией и Туркменией, которые переживают не лучшие времена".
Источник: Коммерсантъ