"Почта России" начинает торговать продуктами и лекарствами
Как стало известно "Ъ", предприятие открыло в трех своих отделениях в Москве специализированные зоны по продаже товаров food- и non-food-категорий, а с ноября в продаже появятся и лекарственные препараты. Одним из поставщиков "Почты" уже стала компания "Экспресс-ритейл", совладельцем которой является X5 Retail Group
О том, что "Почта России" уже открыла в трех своих отделениях в Москве (на улице Корнейчука, 44, проспекте Мира, 97, улице Генерала Тюленева, 41а) секции по торговле продуктами и товарами категорией non-food, "Ъ" рассказал топ-менеджер компании, рассматривающий возможность поставок своей продукции в эти магазины. По его информации, секции заработали недавно — около двух-трех недель назад.
В "Почте России" подтвердили информацию о новом проекте. "Если есть спрос на конкретную группу товаров, то почему бы не попробовать",— объясняет гендиректор ФГУПа Александр Киселев. "Новый формат предусматривает продажу товаров food- и non-food-категорий, а также фармацевтической продукции, включая рецептурные препараты (пропорция каждой категории — примерно 1/3.— "Ъ")",— уточняет заместитель гендиректора "Почты России" Игорь Мандрыкин. "Почта" сейчас занимается получением лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, товары из этой категории появятся в секциях уже с ноября.
По его словам, до конца года планируется открыть 20 таких магазинов-секций в Москве (площадь — 80-120 кв. м), а в 2011-м довести их число до 135. В магазине будет представлено около 3 тыс. наименований продукции. Объем инвестиций в открытие одной секции оценивается в 2,2 млн руб. (еще 650 тыс.— первая закупка товаров) ."Мы рассчитываем, что оборот каждого отделения от розничной торговли составит 2 млн руб. в месяц, но главная цель — проверить сейчас технологию и отработать модель. Если проект окажется удачным, то мы выйдем за пределы Москвы",— обещает он. По итогам 2010 года выручка ФГУПа от всей розничной торговли в 42 тыс. отделениях почтовой связи должна составить 18 млрд руб. (в 2009-м — 15,3 млрд руб.).
ФГУП "Почта России" объединяет 42 тыс. отделений. Выручка по итогам 2009 года — 96 млрд руб., чистая прибыль — 306 млн руб., стоимость госактивов в оперативном управлении — 9,8 млрд руб.
По собственным данным "Почты", сейчас она работает более чем с 25 поставщиками, из которых пять — прямые контракты с производителями. Как рассказал "Ъ" источник на продуктовом рынке, крупный контракт на поставку "Почта" заключила с компанией "Экспресс-ритейл" (управляет франчайзинговыми магазинами "Перекресток-экспресс" и "Ситимаг", на 60% принадлежит X5 Retail Group). Гендиректор "Экспресс-ритейла" Валерий Тараканов подтвердил "Ъ" соответствующие договоренности с ФГУПом. "Говорить о конкретном объеме поставок пока сложно, проект находится на start-up уровне",— поясняет он.
У "Почты" уже есть успешный розничный опыт, напоминает Александр Киселев. Когда предприятие начало реализовывать абонентские контракты сотовых операторов "большой тройки" и Tele 2, а позже выставило бюджетную линейку телефонов, то никто не думал, что эта идея окажется удачной, но результаты себя оправдали. "Если в июне 2010 года продажи бюджетных мобильных телефонов составили 1,5 тыс. штук (пилотный проект в трех регионах), то уже по итогам октября их число превысит 10 тыс. штук",— отмечает он.
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко сомневается в успешности бизнес-модели магазинов предприятия. "Основными посетителями "Почты" являются пенсионеры, потребности которых в продукции по максимально низким ценам удовлетворяют крупные федеральные сети",— говорит он. Но топ-менеджер федеральной розничной сети, который рассматривал вариант открытия магазинов формата drogerie (магазин у дома с ограниченным ассортиментом, но с обязательным наличием фармпрепаратов), отмечает, что сам искал именно те площадки под открытие, которые располагались возле "Почты" и других социально значимых объектов. ""Почта России" обеспечивает гарантированный трафик, а категории товаров легко корректируются под специфику аудитории",— поясняет он.
Источник: Коммерсантъ