Сокращения на АвтоВАЗе обойдутся бюджету дешевле, чем ожидалось
В сентябре 2009 года АвтоВАЗ насчитал у себя 27,6 тыс. лишних сотрудников и начал подумывать об их увольнении
Масштабная государственная помощь, выделенная на решение
проблемы избыточного персонала на АвтоВАЗе, оказалась частично не
востребованной. За прошедший год численность работников автозавода сократилась
почти на 30 тыс. человек. О половине из них обещало позаботиться государство,
выделив почти 5 млрд руб. на создание 14,6 тыс. рабочих мест в дочерних
предприятиях
АвтоВАЗа.
Спустя год оказалось, что две трети «бюджетных» мест вакантны.
В сентябре 2009 года АвтоВАЗ насчитал у себя 27,6 тыс. лишних сотрудников и
начал подумывать об их увольнении. Но проводить массовые сокращения
правительство запретило, предложив помощь: из бюджета выделили 4,9 млрд руб. на
создание 14,6 тыс. рабочих мест в специально созданных «дочках» завода
«Реформинг-центр» и «АвтоВАЗ-пер спектива». Ожидалось, что с запуском новых
производств часть людей смогут вернуться на завод. Также работникам завода
предложили получить новые специальности в тольяттинских учебных заведениях,
выделив из бюджета на эти цели 646,8 млн руб.
Но освоить государственные деньги оказалось не так-то просто. Вместо более 14 тыс. человек сейчас в «дочках» числятся 4778 человек, при этом порядка 1980 сотрудников из этих обществ уже уволились. По данным департамента занятости Самарской области, «часть этих сотрудников находят работу в городе по новой специальности, а часть открывают собственное дело».
Государство планировало финансировать «дочки» в течение 2010 года, что с ними будет в следующем году, не сообщалось. В неофициальном профсоюзе АвтоВАЗа «Единство» предполагали, что в начале следующего года «дочки» официально перестанут существовать, а значит, переведенные в них работники официально станут безработными. Но, как заверил РБК daily вице-президент АвтоВАЗа по персоналу Дмитрий Михаленко, «дочки» закрывать не планируется, более того, они будут существовать еще как минимум три года. «Все люди, которые перешли в дочерние общества, будут обеспечены работой в соответствии с заключенными договорами еще на три года», — подчеркивает он.
Правда, по словам Дмитрия Михаленко, в следующем году в «дочках» останется лишь 3725 сотрудников. То есть порядка тысячи из нынешних сотрудников «дочек» в следующем году АвтоВАЗу не понадобятся. «Для них будет организована работа по трудоустройству в Тольятти и за его пределами», — пояснил г‑н Михаленко.
Со скрипом расходуются и средства, выделенные государством на переобучение невостребованных на АвтоВАЗе сотрудников. По данным департамента занятости Самарской области, в учебных заведениях региона обучились порядка 2,3 тыс. рабочих завода (всего на 2010 год заявлено около 6,25 тыс. переобучаемых). Таким образом, за восемь месяцев текущего года из выделенного государством бюджета было освоено лишь 43,2 млн руб. из 646,8 млн. Дело в том, что сам АвтоВАЗ взял на себя большую часть работы по переобучению работников в собственном корпоративном университете. «Мы не используем федеральные средства, когда обучаем работников дочерних обществ в корпоративном университете, то есть за счет АвтоВАЗа», — говорит Дмитрий Михаленко.
Впрочем, как обещают и в департаменте занятости Самарской области, и на АвтоВАЗе, неосвоенные средства на переобучение сотрудников будут со временем потрачены, ведь люди продолжают направляться на обучение. «Многие работники «дочек» отправляются на переобучение и стажировку в другие страны и города, а это все стоит денег», — отметили в департаменте. «У нас стоит задача не бездумно освоить все выделенные деньги, а задача — эффективно это сделать», — подчеркнул г‑н Михаленко.
Источник: РБК Daily