Доля News Outdoor в Москве приближается к 24%
Ни один оператор наружной рекламы не занимает в Москве преимущественного положения, которое законом "О рекламе" определено как 35% от суммарной площади всех конструкций на территории города. Доля лидера — группы News Outdoor —приближается лишь к 24%, следует из данных, предоставленных "Ъ" столичным комитетом рекламы. Таким образом, все столичные операторы смогут приобретать рекламные места на торгах
По состоянию на 8 сентября владельцами рекламных конструкций в столице являются 4,83 тыс. юридических лиц, общая площадь всех установленных рекламоносителей достигает почти 1,049 млн кв. м, указано в ответе председателя комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимира Макарова на запрос "Ъ". Около 323 тыс. кв. м, или 30,8% от общей площади, приходится на так называемую потребительскую наружную рекламу (устанавливается самим рекламодателем чаще всего в качестве указателя): крышные установки с логотипом компаний, въездные стелы возле торговых центров и т. п. Коммерческое размещение рекламы (собственно бизнес операторов "наружки") на оставшихся 725,5 тыс. кв. м осуществляют сегодня 122 юрлица. То, что именно эти компании являются собственниками рекламных конструкций, подтверждается наличием у них оформленных разрешений на установку рекламоносителя, уточняют в комитете.
"Ъ" запросил у комитета рекламы данные о долях столичных операторов наружной рекламы, чтобы выяснить, все ли из них могут принимать участие в торгах на места под рекламные конструкции. С июля 2008 года в соответствии с законом "О рекламе" установка рекламоносителей допускается только по результатам аукционов или конкурсов. И в них уже не могут участвовать операторы, занимающие преимущественное положение, то есть те, чья доля в Москве, Петербурге, а для всех остальных регионов — на уровне муниципалитета превышает 35%. Эта доля рассчитывается как соотношение совокупной площади всех конструкций, принадлежащих оператору и аффилированным с ним лицам, к общей площади всех рекламоносителей на данной территории.
Как следует из предоставленных комитетом рекламы данных, только у 16 компаний рыночная доля превышает 1% (см. полный перечень компаний). Крупнейшим оператором в столице является входящее в группу News Outdoor ООО "Ньюс Аутдор" с долей 19,7%. В комитете подчеркивают, что в реестре рекламных мест, по данным которого и произведен подсчет, отсутствует информация об аффилированных между собой юрлицах. При этом в News Outdoor входят также ОАО "Мосгорреклама" (почти 3%), ЗАО "Рекламная фирма "Столица-М"" (0,6%) и другие компании, а в группу Gallery — занимающие второе и третье места ООО "Гэллери Сервис" (5,3%) и ООО "Вестдиа Медиа" (3,5%).
Впрочем, использованный комитетом подсчет рыночных долей на основе выданных разрешений на установку конструкций не всегда отражает истинное положение оператора. Так, "Мосгорреклама", по собственным данным, владеет около 1,05 тыс. транспарантов-перетяжек (площадь только одной стороны — 12-18 кв. м) и примерно 8 тыс. афишных стендов формата 1,75х1,8 м (всего — более 15 тыс. поверхностей). То есть общая площадь принадлежащих "Мосгоррекламе" конструкций явно превышает 72,5 тыс. кв. м, тогда как комитет сообщает лишь о 31 тыс. кв. м. До июля 2008 года афишные стенды не считались рекламной конструкцией, на установку которой требовалось разрешение, поясняет заместитель гендиректора "Мосгоррекламы" Данил Першин.
Но в любом случае все московские операторы могут участвовать в торгах, поскольку ни один из них не приближается к 35%, отмечает гендиректор исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин. Предоставленная комитетом информация во многом согласуется с данными "ЭСПАР-Аналитик" (см. диаграмму). При этом в своем мониторинге исследователь не учитывает транспаранты-перетяжки и конструкции небольшого формата. По оценке "ЭСПАР-Аналитик", доходы столичных операторов увеличились в январе—июне этого года на 20%, до 6 млрд руб., тогда как затраты на наружную рекламу по всей стране выросли только на 13%, до 15-15,2 млрд руб.
Массовые торги должны начаться в Москве во второй половине 2012 года, когда истекут примерно 65% договоров операторов с комитетом. Оставшиеся 35% закончатся к июлю 2013 года. Но как планируют в комитете, разыгрываться будут не все места: число конструкций должно сократиться на 20%. В ближайшие два года комитет и Москомархитектура должны подготовить концепции и схемы размещения рекламоносителей внутри Садового кольца и за его пределами, в соответствии с которыми и будут проводиться торги (см. "Ъ" от 15 июля). Разработка этих концепций и схем, а также проведение торгов обойдется городскому бюджету в 2011-2013 годах в 48 млн руб., говорится в опубликованном на сайте комитета проекте городской целевой программы развития наружной рекламы в Москве на 2011-2013 годы.
Источник: Коммерсантъ