Введя комиссии за оплату услуг ЖКХ, Сбербанк отдал рынок владельцам терминалов
После того как Сбербанк начал взимать комиссию при оплате услуг ЖКХ, потребители активно ищут новые пункты оплаты — другие банки и платежные терминалы
Лидеры рынка платежных терминалов всего за месяц смогли увеличить обороты по оплате услуг ЖКХ на десятки процентов. И это только начало: потребители смирились с тем, что практически везде приходится платить комиссии, и смотрят уже не столько на саму комиссию, сколько на возможность быстро и без очередей оплатить квитанции. Таким образом, меняется сама культура оплаты услуг и происходит глобальный передел рынка.
По данным лидера рынка платежных терминалов — компании ОСМП, в июне количество платежей ЖКХ в обороте платежного сервиса QIWI выросло на 57% по сравнению с маем. Возросли и обороты по оплате коммуналки через терминалы — на 39%. В I квартале 2010 г. обороты компании составили 82 млрд руб. Учитывая, что, по словам представителей ОСМП, доля платежей ЖКХ не превышает 4%, ежемесячно обороты по коммуналке составляли чуть больше 1 млрд руб. Нынешний рост позволит ОСМП рассчитывать на оборот от оплаты услуг ЖКХ как минимум в 1,5 млрд руб.
У ОСМП самая большая терминальная сеть, поэтому у нее самый значительный прирост клиентов, оплачивающих ЖКХ. «Остальные компании также отмечают увеличение объемов и количества платежей в пользу ЖКХ, правда, темпы у них пониже», — рассказывает Борис Ким из Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). Причина интереса потребителей к оплате коммунальных услуг через терминалы очевидна: с июня комиссию стали взимать Сбербанк и «Почта России», два крупнейших игрока на этом рынке. «Комиссию теперь взимают практически все, и потребители стали смотреть не столько на нее, сколько на удобство оплаты. До банка нужно идти, да еще и очередь отстоять, поэтому многие и стали оплачивать коммуналку через терминалы», — объясняют в НАУЭТ.
О том, что борьба за рынок коммунальных услуг будет серьезная, представители банков и владельцы платежных терминалов заявляли сразу после того, как стало известно о введении комиссии Сбербанком. Тем более что только в Москве этот рынок составляет более 100 млрд руб. Банк Москвы, снизивший комиссию при оплате услуг ЖКХ до 0,5%, просто не справился с ажиотажем. За месяц количество клиентов, желающих оплатить услуги ЖКХ в отделениях банка, увеличилось в пять раз, в результате банку пришлось отказаться от приема коммуналки в 43 столичных отделениях из 110.
В большинстве банков надеются на то, что потребители будут оплачивать квитанции не через кассу, а используя дистанционные каналы — интернет-банк или банкоматы. И не без оснований: так, в «ВТБ 24» отмечают, что на систему «Телебанк» уже приходится свыше 50% платежей ЖКХ.
И все же шансов заработать на коммуналке больше у владельцев терминалов. «Да, потребители будут переориентироваться на дистанционные каналы оплаты, но доля тех, кто пользуется безналичными расчетами через банк, всего 3,8%, остальные пойдут платить к терминалам», — считает Ким.
Источник: Маркер