21 Января 2010 | 09:31

В число монополистов попали региональные сети

"Ъ" удалось ознакомиться с предварительными подсчетами ФАС долей продуктовых ритейлеров на локальных рынках. Ведомство смогло собрать информацию только по трем городам — Екатеринбургу, Новосибирску и Воронежу

Картинка В число монополистов попали региональные сети

Потенциальными "монополистами", согласно новому закону о торговле (запрещает расширение в субъектах федерации, городских округах и муниципалитетах сетям с долей 25% рынка), неожиданно оказались местные сети — к примеру, сибирский ритейлер "Холидей Классик" занял 26,87% рынка Новосибирска в 2008 году.

Подсчет долей ритейлеров проводился в 2009 году в рамках исследования договорной практики сетей с поставщиками, рассказал "Ъ" начальник управления контроля официальной сферы и торговли центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофей Нижегородцев. Цифры нужны были для общего понимания ситуации на рынке продуктовой розницы в преддверии вступления в силу закона о торговле, объясняет он. Принятый 18 декабря 2009 года закон вступает в силу 1 февраля 2010 года для субъектов РФ и обеих столиц и 1 июля — для муниципальных районов и городских. До сих пор ФАС сама считала доли ритейлеров только в Санкт-Петербурге — по оценкам ведомства, X5 Retail Group занимает 30,9% в общем объеме продаж продуктов в городе.

Данные о ритейлерах центральный аппарат ФАС запрашивал у своих региональных отделений — подсчитать доли смогли только в Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске (результаты есть в распоряжении "Ъ"). Так, управление ФАС (УФАС) по Воронежской области подсчитало только совокупные доли на рынке пяти крупнейших ритейлеров — 12-16% в 2008 году (см. таблицу). УФАС по Свердловской области выяснило, что крупнейшим игроком на рынке Екатеринбурга является местная сеть супермаркетов "Кировский", которая в 2008 году заняла 21,4%. При подсчетах УФАС использовало данные Росстата по Свердловской области. В Новосибирске, по мнению местного УФАС, в 2008 году даже обнаружился "монополист" — доля местной сети "Холидей Классик" (совладельцем сети является фонд Russian Retail Growth Fund Александра Мамута и Виктора Вексельберга) составила 26,87%. По итогам первого квартала доля сети на рынке уже была меньше — всего 22,59%. Гендиректор "Холидея" Алексей Захаров говорит, что доля его сети в Новосибирске не превышает 15%. В корректности подсчетов ФАС сомневается и директор исследовательского агентства Infoline Михаил Бурмистров: по оценкам его агентства, "Кировский" в 2008 году действительно был крупнейшим ритейлером Екатеринбурга, но с долей всего 6,3% на продовольственном рынке.

ФАС не исключает из данных о продажах ритейлеров непродуктовые товары, объясняет Михаил Бурмистров разницу в оценках. Полученные в прошлом году данные будут пересчитаны по новой методике, успокаивает Тимофей Нижегородцев. Так, ФАС будет один раз в год пересчитывать доли сетевых игроков в субъектах федерации, городских округах и муниципалитетах на основе данных Росстата и самих компаний о продажах только продуктов, следует из проекта методики расчета долей, опубликованной во вторник на сайте ФАС (см. "Ъ" от 19 января). Эта методика должна быть утверждена Минэкономразвития и правительством до 1 февраля.

Проблема не только в методологии подсчета, но и в корректности данных Росстата: например УФАС по Кировской области не смогло подсчитать доли ритейлеров, так как местный филиал Росстата ведет учет товарооборота розничной торговли "только по ограниченному кругу крупных и средних хозяйствующих субъектов", говорится в исследовании ФАС. Пересчитать объемы рынков в рамках муниципалитетов будет еще сложнее, считает сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков. "Объем работы для Росстата в этом случае должен существенно увеличиться, что потребует дополнительного финансирования. Во-вторых, времени до 1 июля явно будет недостаточно для получения корректных цифр",— объясняет он. Из-за этого вступление в силу нормы о доминировании в рамках муниципалитетов и городских округов может быть отложено, не исключает господин Новиков.

Доли продуктовых ритейлеров* в российских городах

*Крупнейших на местном рынке.

**На всех рынках присутствия.

Источник: данные Федеральной антимонопольной службы и компаний.

Источник: Коммерсантъ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.