«Родная Речь» создала ИИ-респондентов с «русской душой»
Synth представляет собой проект по созданию виртуальных участников исследований, которые обучены на данных российской аудитории

Группа компаний «Родная Речь» анонсировала проект Synth на основе искусственного интеллекта. Его представили директор по исследованиям Мария Петрова и старший аналитик группы Светлана Тимохина на конференции «Код человечности». Новый инструмент позволяет создавать «синтетов» — виртуальных участников исследований, которые обучены на данных российской аудитории. Исследования группы показали, что они «точнее воспроизводят мнения и ценности жителей России, чем стандартные языковые модели, работающие на западных данных».
Технология Synth использует интервью, охватывающие разные этапы жизни, ценности и потребительские привычки россиян. Вопросы обрабатываются системой «ИИ-экспертов», которые анализируют данные и дополняют их собственной оценкой. Затем языковая модель формирует ответ, который должен быть максимально близок к реальной позиции респондента.
«Synth — это не замена живым респондентам, а новый мощный помощник в проведении исследований и стратегической работе с гипотезами. Наш новый продукт позволит быстро и на ранних этапах оценивать возможную реакцию аудитории на идеи и гипотезы без необходимости сразу привлекать реальных участников. С помощью Synth исследователи могут эффективнее готовиться к масштабным проектам, сосредотачиваясь на действительно значимых решениях», — рассказала Мария Петрова.
Светлана Тимохина добавила, что инструмент ускоряет получение данных для принятия решений: «Перед нами стояла задача создать синтетического респондента, который максимально точно отражал бы то, что думают люди. С помощью синтетических респондентов мы можем оптимизировать исследования там, где раньше тратили недели на подготовку».
Кроме того, представители компании рассказали, как проходило обучение нейросети. Сначала искусственному интеллекту задавали промпт — описание респондента и контекста. Затем устанавливали профиль — поведенческие паттерны будущего виртуального участника. После этого нейросеть проверяли в формате быстрого диалога.
В процессе обучения искусственного интеллекта аналитики выяснили, что поколение миллениалов — самое «понятное» для ИИ. Доля совпадений инсайтов синтетических респондентов с инсайтами реальных людей в этой группе оказалась самой высокой — 65%. Исследователи связывают это с наличием в сети большого количества информации, охватывающей интересы и проблемы молодого поколения.
Вторыми в этом рейтинге оказались зумеры — доля совпадений ответов нейросети с мнением людей составила 55%. На последнем месте поколение альфа с долей в 45%. Компания связывает эту цифру с еще не накопленной интернет-историей представителей данной возрастной группы.
Проект задуман как открытая инициатива: «Родная Речь» приглашает исследовательские агентства и компании к совместной работе над развитием методологии.
Ранее ГК «Родная речь»
представила
систему измерения внимания аудитории к ТВ-рекламе. Панель с технологией
отслеживания движения глаз на основе искусственного интеллекта охватит 600
домохозяйств по всей стране.