Интернет-магазин «Сотмаркет» выставили на продажу
Основатель крупного интернет-магазина электроники «Сотмаркет» Всеволод Страх выставил на продажу бренд своего онлайн-магазина. Покупателей ищут среди крупных офлайн-продавцов
Бренд в хорошие руки
Один из крупнейших интернет-ретейлеров «Сотмаркет» закрывается и распродает бизнес. О том, что основатель компании Всеволод Страх разослал участникам рынка письмо, в котором говорится о закрытии магазина и распродаже бизнеса по частям. Потенциальным покупателям предлагается купить базы клиентов, сам сайт магазина, а также трафик и контент, уточнил один из них.
Сам Страх подтвердил, что компания продает свой бизнес крупному офлайновому игроку: переговоры ведутся с такими гигантами, как «М.Видео», «Эльдорадо» и MediaMarkt (их представители отказались от комментариев). CEO онлайн-платформы «Ютинет», в которую входит «Сотмаркет», Борис Лепинских уточнил, что продается непосредственно бренд «Сотмаркет» и online-магазин. «У магазина огромный трафик — это самое ценное в бизнесе. Именно это мы и продаем, — говорит Лепинских, — конкретной суммы продажи нет, мы ждем предложения с рынка». По данным открытой статистики Mail.ru, на данный момент сайт магазина посещают порядка 80–100 тыс. человек в день, или порядка 750 тыс. — 1 млн уникальных посетителей в месяц.
По подсчетам Data Insight, в 2013 году число уникальных посетителей сайта Sotmarket.ru составляло в среднем 5,85 млн в месяц пр выручке 4,2 млрд руб. (17-е место в топ-30 крупнейших по онлайн-выручке магазинов). Для сравнения, выручка крупнейшего игрока рынка, компании «Юлмарт», составила в том году 21,8 млрд руб. при 7 млн посетителях, «Связного» — 16,15 млрд руб. при 8 млн посетителей, Ozon.ru — 9,2 млрд руб. при 8,1 млн посетителей.
«Сотмаркет»: от школы до продажи
Всеволод Страх создал «Сотмаркет» в 2005 году, когда учился в 11-м классе.
Магазин продавал в интернете телефоны, электронику, бытовую технику и
аксессуары. Товар приобретался у московских дистрибьюторов и отправлялся
заказчикам по всей России.
Спустя семь лет, в 2012 году, в рейтинге ИД «Коммерсантъ» «Сотмаркет» занял третье место среди крупнейших сетевых ретейлеров по обороту и посещаемости: к тому моменту оборот компании вырос в четыре раза, до 4,15 млрд руб., у нее было 492 пункта выдачи и 700 розничных точек в 330 населенных пунктах.
Но прибыли компания не приносила: Страх брал на расширение бизнеса кредиты, а пункты выдачи не окупались. Как писал «Секрет фирмы», в 2012 году от краха компанию спас стратегический инвестор: в августе 2012 года Страх продал контрольный пакет «Сотмаркета» (51%) венчурному фонду IQ One Holdings (находится под управлением инвесткомпании Sferiq Ульви Касимова). Тогда он заявлял «Коммерсанту», что с помощью IQ One Holdings планирует превратить «Сотмаркет» в одного из лидеров интернет-торговли России. Гендиректор сети Enter Сергей Румянцев оценивал сделку в сумму до $50 млн.
Сегмент | Чистая онлайн-выручка с НДС в 2013 году, млрд руб. | Среднее число уникальных посетителей сайта в месяц в 2013 году, млн. | ||||
Ulmart | Бытовая техника и электроника | 21,8 | 7 | |||
Svyaznoy | Бытовая техника и электроника | 16,2 | 8 | |||
Wildberries | Одежда и обувь | 15,5 | 13 | |||
Citilink | Бытовая техника и электроника | 12,2 | 2,9 | |||
Exist | Автотовары | 11,6 | 2,7 | |||
Ozon | Смешанный ассортимент | 9,2 | 8,1 | |||
Lamoda | Одежда и обувь | 7,7 | 5,8 | |||
Quelle | Одежда и обувь | 7,3 | 1,9 | |||
Mvideo | Бытовая техника и электроника | 5,9 | 8,8 | |||
Bonprix | Одежда и обувь | 5,9 | 2,9 | |||
Komus | Смешанный ассортимент | 5,7 | 0,9 | |||
Kupivip | Одежда и обувь | 5,4 | 2,6 | |||
Enter | Смешанный ассортимент | 5,4 | 4,2 | |||
Eldorado | Бытовая техника и электроника | 4,8 | 5,2 | |||
Wikimart | Смешанный ассортимент | 4,8 | 4,1 | |||
E96 | Смешанный ассортимент | 4,6 | 2,1 | |||
Sotmarket | Смешанный ассортимент | 4,2 | 5,9 | |||
Vseinstrumenti
|
DIY | 3,7 | 1,4 | |||
Dns-shop | Бытовая техника и электроника | 3,3 | 4,9 | |||
Holodilnik | Бытовая техника и электроника | 3,2 | 1,3 | |||
Vasko | Бытовая техника и электроника | 3,0 | 0,5 | |||
Notik | Бытовая техника и электроника | 3,0 | 0,5 | |||
Euroset | Бытовая техника и электроника | 2,9 | 1,9 | |||
Utinet | Бытовая техника и электроника | 2,7 | 1,9 | |||
Laredoute | Одежда и обувь | 2,5 | 0,9 | |||
Technopoint | Бытовая техника и электроника | 2,5 | 1,4 | |||
Key | Бытовая техника и электроника | 2,5 | 0,7 | |||
Utkonos | Смешанный ассортимент | 2,3 | 1,1 | |||
220-volt | DIY | 2,1 | 2,5 | |||
Pleer.ru | Бытовая техника и электроника | 2,0 | – | |||
Источник: Datainsight
|
В июле 2014 года IQ One Holdings объединил три онлайн-магазина из своего портфеля — «Ютинет», Е96 и «Сотмаркет» на базе операционной компании «Платформа Ютинет.ру». Общий ассортимент компаний составлял на тот момент более 300 тыс. товаров разных категорий, география — около 200 городов, общий оборот компаний за 2013 год — около 9 млрд руб. Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева на тот момент оценивала возможную стоимость объединенного бизнеса дороже 2 млрд руб.
Источник РБК утверждал, что около 20% акций в объединенной компании получили на двоих Лепинских и Дмитрий Пивоваров (сооснователи E96), еще 20% — Страх, 7% — Михаил Уколов, один из сооснователей «Ютинета». Контролирующим владельцем холдинга остался Ульви Касимов. Все основатели интернет-магазинов получили места в совете директоров объединенной компании.
Поиск покупателей
Представитель одного из крупных игроков на рынке офлайн-ретейла, подтвердивший получение письма с предложением о покупке «Сотмаркета», говорит, что его компания не заинтересована в сделке. Продавцы не раскрывают, как идут переговоры.
Гендиректор «Техносилы» Илья Тимченко оценивает стоимость бизнеса «Сотмаркета» в «несколько десятков миллионов рублей». В онлайн-магазинах холдинга упала посещаемость, потому что на интернет-рынок вышли сильные офлайн-игроки, такие как «М.Видео», объясняет он. Стоимость бизнеса «Сотмаркета» вряд ли превышает $1 млн, оценивает специалист по онлайн-торговле одной из организаций, занимающихся продвижением интернет-компаний. Основатель исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин говорит, что сайт компании с таким трафиком, контентом и движком можно оценить минимум в 15 млн руб. Речь идет об оценке только веб-части бизнеса, поскольку обработка заказов, логистика, договоры и взаимоотношения с поставщиками остаются у объединенной платформы «Ютинет», отмечает эксперт.
Страх цифры не комментирует. Представитель IQ-one также отказался от комментариев.
В конце апреля 2015 года стало известно, что «Ютинет» и E96 решили закрыть свой бизнес в Москве из-за высокой конкуренции на рынке, перенести штаб-квартиру в Екатеринбург и сконцентрироваться на развитии бизнеса в регионах на базе Е96.
Московский офис компании закрывается, поскольку конкурировать в Москве и Санкт-Петербурге нет никакого смысла — у бизнеса в этих городах очень низкая маржинальность, объясняет Страх. Региональная инфраструктура «Сотмаркета» перейдет в проект Е96. «Я останусь акционером объединенной компании, но принимать участие в операционном управлении больше не буду и уйду в свободное плавание в поисках новых проектов», — говорит он.
Источник: РБК