«Яндекс» отбился: тема с признанием его СМИ закрыта
Власти отказываются от своих претензий к новостному агрегатору «Яндекса»: подобные сервисы законодательно приравниваться к СМИ пока не будут. Зато поисковику, возможно, придется согласиться с тем, чтобы выдавать новости только зарегистрированных в России СМИ
Тема признания «Яндекса» СМИ и изменений в законодательство в части регулирования работы поисковиков больше не актуальна, рассказал РБК источник, близкий к администрации президента, и подтвердил собеседник, близкий к руководству Госдумы. По словам одного из них, окончательно вопросы к «Яндексу» были сняты, после того как Генпрокуратура дала депутату Госдумы Андрею Луговому ответ на запрос, является ли поисковик СМИ. Этот ответ — отрицательный, знает источник РБК.
Луговой и представитель Генпрокуратуры вчера не были доступны для комментариев.
Коллега Лугового, депутат Вадим Деньгин говорит, что он от идеи приравнять «Яндекс» к СМИ не отказывается, но «педалировать эту тему пока не будет. Комитет по информационной политике не разрабатывал и не разрабатывает отдельного законопроекта, касающегося интернет-поисковиков, «хотя проблема существует», сказал РБК первый зампред комитета Леонид Левин. По его словам, разработка такого законопроекта обсуждалась лишь на уровне отдельных депутатов, но комитет системной работы в этом направлении не вел. Сводить проблему только к поисковикам некорректно: надо смотреть шире, обратив внимание на сайты, имеющие ежемесячно миллионы пользователей, добавил Левин.
Уже много лет обсуждавшаяся тема заставить «Яндекс» агрегировать новости только тех СМИ, которые зарегистрированы в России, близка к воплощению, утверждает источник, близкий к администрации президента. Так, сейчас по похожей схеме работают Mail.ru и недавно запущенный «Ростелекомом» поисковик «Спутник», добавляет собеседник РБК. По его словам, такой подход обусловлен тем, что если возникают вопросы по распространяемым через «Яндекс» новостям, то обратиться не к кому. Вопрос о размещении в новостном агрегаторе только информации российских СМИ обсуждается, но пока говорить об этом преждевременно, указывает Деньгин. Сейчас в «Яндекс. Новости» вслед за выдачей сообщений из российских СМИ предлагается информация и из иностранных медиа, а также твитты по теме.
Претензии к «Яндексу» как агрегатору новостей были озвучены в апреле на Медиафоруме независимых региональных и местных СМИ в Петербурге, когда блогер Виктор Леванов обратил внимание президента Владимира Путина на то, что поисковик размещает на своей главной странице топ новостей, но не имеет лицензии СМИ и не несет никакой ответственности за распространяемую информацию. В ответ Путин заявил, что с крупнейшим российским поисковиком «не все так просто»: «Когда они только начинали работу, их тоже поддавили: у них должно быть столько-то американцев, столько-то европейцев в руководящих органах, помните? И они были вынуждены с этим соглашаться… Часть регистрации у них тоже за границей происходит, и не только для цели налогообложения, но и по другим соображениям».
На следующий день после этого заявления котировки и «Яндекса», и Mail.Ru Group рухнули на бирже более чем на 10%, опустившись ниже цен размещения. А в середине мая Луговой направил запрос в Генпрокуратуру о статусе сервиса «Яндекс. Новости». Позже депутаты Госдумы подняли вопрос о необходимости законодательно приравнять новостные агрегаторы к СМИ.
«Яндекс», в свою очередь, неоднократно заявлял, что агрегирует новости автоматически и никак не может влиять на контент. Руководство поисковика приглашало Лугового и его коллег из Госдумы приехать в офис и лично убедиться в этом. Пока депутат Деньгин посетил только офис Rambler & Co.
Между тем в мае акционеры «Яндекса» на своем собрании избрали председателем совета директоров Германа Грефа, предправления Сбербанка (банк владеет «золотой акцией» поисковика). В том же месяце компания, чьи акции с 2011 года торгуются на NASDAQ, провела листинг и на Московской фондовой бирже. К этому российские компании в апреле призвал первый вице-премьер Игорь Шувалов. В «Яндексе», впрочем, подчеркивали, что вопрос о выходе на российскую площадку обсуждается еще с начала года.
В начале июня с представителями крупнейших интернет-компаний встретился Путин. Тема новостных агрегаторов поднята не была, но был показателен сам факт встречи. До этого президент лично общался с руководством интернет-компаний только один раз — в 1999 году.
Пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова вчера ограничилась все тем же заявлением: поисковик никак не влияет на отбор новостей в своем агрегаторе.
Источник: РБК Daily