Перед вами традиционный проект «Итоги года», подготовленный редакцией AdIndex вместе с лидерами индустрии рекламы, маркетинга и медиа. Это масштабный обзор тенденций и событий, которые стали ключевыми в 2021 году и будут определять год 2022-й. В этот раз на наши вопросы ответили более 50 экспертов из разных областей рынка.
Во-первых, мы наблюдаем глобальную эволюцию подхода к обеспечению безопасности работы с пользовательскими данными, что влияет и на развитие цифровых маркетинговых инструментов. Во-вторых, увеличивается потребность в стратегических долгосрочных партнерствах, которые позволяют компаниям за счет меньших усилий и инвестиций менять бизнес-модель. Наконец, на развитие рынка влияют новые каналы продаж и увеличение роли персонализации коммуникаций на базе данных. Актуальной остается потребность бизнеса в единой сквозной аналитике.
Российский рынок интернет-рекламы вернулся к уверенному росту. Мы, в свою очередь, инвестируем в развитие инструментов, которые помогут компаниям решать их задачи в меняющихся условиях. С одной стороны, мы продолжаем повышать эффективность технологий программатик-платформ и расширяем доступный инвентарь. С другой, важное направление для нас — развитие решений для работы с данными и автоматизации маркетинга, которые позволят эффективно решать задачи в условиях изменения политики безопасности пользовательских данных. Важным шагом для нас в этом направлении стал запуск платформы VK Customer Experience Hub.
Во-первых, мы наблюдаем глобальную эволюцию подхода к обеспечению безопасности работы с пользовательскими данными, что влияет и на развитие цифровых маркетинговых инструментов. Во-вторых, увеличивается потребность в стратегических долгосрочных партнерствах, которые позволяют компаниям за счет меньших усилий и инвестиций менять бизнес-модель. Наконец, на развитие рынка влияют новые каналы продаж и увеличение роли персонализации коммуникаций на базе данных. Актуальной остается потребность бизнеса в единой сквозной аналитике.
С точки зрения бизнеса мы видим растущий спрос пользователей на онлайн-сервисы, особенно в области образования, видеоконтента и электронной коммерции. В то же время увеличиваются потребности компаний в решениях для комплексной цифровой трансформации: от создания ИТ-инфраструктуры и работы с данными до автоматизации управления персоналом и развития новых каналов продаж. Мы как технологический игрок инвестируем в развитие этих направлений, чтобы помогать нашим партнерам решать ключевые задачи их бизнеса с помощью технологий. Из трендов, которые будут еще сильнее укрепляться как в нашей индустрии, так и на российском рынке в целом, стоит отдельно выделить ESG. Уже сегодня многие компании развивают инициативы в этом направлении, но очевидно, что в дальнейшем подход будет становиться более комплексным и масштабным, затрагивая самые разные стороны бизнеса и жизни людей.
Сегодня пользователям как никогда важно, чтобы бренды были социально ответственными. Просто хорошего продукта и вовлекающей коммуникации уже недостаточно. Мы сами придерживаемся этого подхода — например, поддерживаем малый и средний бизнес, развиваем образовательные проекты для людей любого возраста — от школьников до профессионалов, активно работаем с благотворительными фондами и создаем инициативы, которые помогают пользователям справляться с важными проблемами. Например, в 2019 году мы инициировали проведение дня борьбы с кибербуллингом, который с каждым годом привлекает все больше внимания как со стороны пользователей, так и со стороны наших партнеров и друзей. Рекламная индустрия отражает запросы общества, поэтому уверены, что в ближайший год мы будем видеть еще больше социально-ориентированных инициатив брендов. И, конечно, продолжим инвестировать в это направление сами и помогать развивать его нашим партнерам.
IT-отрасль не стоит на месте. Разрабатываются новые сервисы и решения, которые полностью трансформируют цифровой опыт пользователей, увеличиваются возможности для эффекта погружения в виртуальной реальности. Это особенно актуально для индустрии развлечений и, в частности, для игр, где VK — один из ключевых игроков. Несмотря на то, что метавселенные — это пока больше концепция, бренды уже сегодня могут применять ряд идей и технологий в своих стратегиях. Например, нативно интегрироваться в игровой контент, создавая брендированные механики и игровые предметы. Или создавать нестандартные виртуализированные механики в соцсетях для вовлечения пользователей в коммуникацию с брендом.
В новых условиях онлайн-сервисы стали еще более значимыми в жизни пользователей и бизнеса, но и роль офлайна остается важной. Будущее за омниканальстью и гибридными форматами, которые позволят учитывать интересы и потребности аудитории в разных каналах и персонализировать предложения на основе данных. Поэтому мы активно развиваем решения, которые позволяют компаниям коммуницировать с пользователями в тех каналах, в то время и с тем сообщением, которое принесет лучший для бизнеса и конечного клиента результат. В таких условиях растет потребность в инструментах сквозной аналитики, которые позволят оценивать влияние коммуникаций на продажи в онлайне и офлайне. Для нас это тоже важное направление развития технологических решений.
Во-первых, роль электронной коммерции, и social e-commerce в частности, будет только расти. Во время пандемии интернет для многих стал единственным каналом продаж. Это привело к тому, что продавцы стали активнее подключаться к маркетплейсам и развивать продажи через социальные сети. В условиях увеличения роли бесконечной полки брендам приходится конкурировать уже не только с крупным бизнесом, но и с небольшими компаниями, которые очень хорошо знают своего покупателя и умеют делать качественный продукт. Важную роль здесь будут играть инвестиции в брендинг и качественная работа с аудиторией на выстраивание лояльности. Во-вторых, растет значимость перформанс-метрик: стоимости привлечения клиентов, увеличения продаж и количества заявок. В третьем квартале перформанс-реклама стала одним из самых быстрорастущих сегментов маркетинговых инвестиций на наших ресурсах и показала рост на 40% год к году. В-третьих, одним из главных факторов роста бизнеса станет улучшение клиентского опыта, а также безопасная работа с данными. Это способствует развитию и другого тренда — персонализации коммуникаций в маркетинге и созданию новых технологий для оценки эффективности инвестиций в продвижение.