Перед вами традиционный проект «Итоги года», подготовленный редакцией AdIndex вместе с лидерами индустрии рекламы, маркетинга и медиа. Это масштабный обзор тенденций и событий, которые стали ключевыми в 2021 году и будут определять год 2022-й. В этот раз на наши вопросы ответили более 50 экспертов из разных областей рынка.
Индустрия трансформируется и переходит в формат бизнес-партнерства, что является новым импульсом для ее дальнейшего развития. Уже сейчас многие крупные агентства выступают в роли бизнес-партнеров, отвечающих не только за медиа KPI, но и за бизнес-результаты, за влияние на продажи. Агентства стали больше погружаться в бизнес клиентов и предлагают новые точки роста бизнеса для брендов.
Первое — это окончательная цифровизация и переход к data-driven-подходу в маркетинге. Если ранее этот подход был на уровне деклараций и намерений, то после пандемии рекламная индустрия стала активно внедрять культуру принятия решений на основе данных, использовать data в максимально возможном объеме с аналитикой и оценкой продаж через рекламные каналы для оптимизации маркетинговых коммуникаций. Сейчас data-drivеn-стратегии можно увидеть очень часто, поэтому можно смело заявлять, что переход из тренда в практику состоялся.
Второе — окончательное формирование индустрии инфлюенс-маркетинга. Маркетинг влияния — уже давно must have любой коммуникационной стратегии, однако только сейчас можно говорить о формировании полноценного рынка с игроками, методологиями и инструментами по оценке эффективности.
И третье — это максимальное фокусирование на e-com, который стал одним из ключевых драйверов рынка. Бренды адаптируются к новой реальности и переходят в онлайн. Если раньше e-com больше использовался в качестве test&learn-канала, то cейчас для многих индустрий он становится основным каналом продаж. С развитием маркетплейсов как инструмента e-com выросло и количество рекламных возможностей и форматов, которые доказали свою эффективность.
Рекламодатели и бренды научились еще быстрее подстраиваться под стремительно изменяющиеся условия и потребительские тренды, научились быстро адаптировать собственные рабочие процессы и стратегии продвижения. В свою очередь, агентства стали более гибкими и автоматизированными, усилился курс на гибкое планирование и закупку, комплексные интегрированные решения и сервисы.
Пока для России тренд Diversity & inclusion относительно новый, хотя для передовых западных брендов и корпораций этот принцип давно вошел в ранг правил. Но и в нашей стране ситуация будет меняться, так как подрастает новое поколение «альфа». Для них эта тема определенно станет важной, поскольку сейчас эти дети растут в инфополе, где в рекламе участвуют plus-size-модели, воспитывается и формируется толерантность к представителям различных культур и рас. Поколение «альфа» будет принимать решения о покупке того или иного бренда или предложения о работе, ориентируясь, в числе прочего, на ценности равноправия и разнообразия, которые декларируются компанией или брендом.
Тренд этот есть, и он будет усиливаться — многие ИТ-гиганты активно работают над этим, уже предлагая различные решения. Тем не менее к полному переходу в метавселенную никто пока не готов — ни технологически, так как инфраструктуры всемирной сети пока недостаточно, ни психологически — как показал локдаун, люди не готовы отказаться от социального взаимодействия в жизни. Однако уже сейчас можно сказать наверняка — наряду с новыми возможностями, которые нам подарит новый виртуальный мир, у нас появится и много серьезных вызовов, и то, как мы с ними справимся, во многом определит, какой эффект будет иметь симбиоз двух миров — реального и виртуального.
Здесь логичней говорить не о конкуренции каналов, а об эволюции маркетинг-микса, который становится все более сложным. В этом контексте будет усиливаться фокус на интегрированные решения и связку между digital, офлайн, инфлюенс-маркетингом и e-com под эгидой развития дата-решений.
Продолжится усложнение маркетинг-микса с учетом data-аналитики и фокуса на бизнес-результаты. Также продолжится активное развитие игроков так называемой «новой экономики»: сервисов доставки, ecom-площадок, онлайн-сервисов, что, безусловно, окажет влияние на маркетинговые стратегии брендов.