Перед вами традиционный проект «Итоги года», подготовленный редакцией AdIndex вместе с лидерами индустрии рекламы, маркетинга и медиа. Это масштабный обзор тенденций и событий, которые стали ключевыми в 2021 году и будут определять год 2022-й. В этот раз на наши вопросы ответили более 50 экспертов из разных областей рынка.
Затянувшаяся пандемия, к сожалению, негативно сыграла на рынке телеком, вызвав глобальную нехватку компонентов для производства мобильных устройств и не только, что, соответственно, вызвало некоторый дефицит производимой продукции у всех крупных брендов смартфонов по всему миру.
Несмотря на этот факт, мы видим, что рынок смартфонов и умных устройств растет от года к году, даже с учетом снижения потребительского спроса в первом и втором кварталах 2020. Даже в столь сложных условиях мы смогли добиться лидерских позиций и стать брендом №1 в России по смартфонам в июне 2021 года.
Xiaomi как IT-компания ставит перед собой цель сделать инновационные продукты в разных категориях более доступными, а значит, помимо смартфонов мы продолжим нашу экспансию AIOT-продуктов в России.
Глобально COVID-19 и затянувшаяся пандемия сильно повлияли как и на потребительское поведение, так и на подход брендов к планированию маркетинговых кампаний, что в целом и стало стимулом к нескольким трендам.
Быть гибким: непредсказуемость, невозможность долгосрочного планирования и использования тех классических подходов к бизнесу, которые были привычны, привели к тому, что компании вынуждены быть гибкими и адаптивными к резко изменяющимся событиям в мире и в стране — новым локдаунам и ограничениям — и быстро переформатировать проекты и кампании под новые изменяющиеся условия. Что, несомненно, привело к перераспределению бюджетов внутри компаний в сторону охватных медиа digital & TV.
Думать о потребителе: все и вся ушли в онлайн, бренды все больше стали задумываться о новых подходах к работе с аудиторией, уже, казалось бы, в знакомой digital-среде. Новые продукты и сервисы — все в одном месте с возможностью получить и заказать здесь и сейчас, ведь контакт с потребителем становится все короче. В связи с чем важность CJM и пользовательского опыта стала одним из важных приоритетов.
Продавать в лайфстримах: 2021-й однозначно можно назвать годом онлайн-трансляций. Презентации новых продуктов, стримы в IG, YT и на собственных площадках маркетплейсов — пример ecom-подхода из Китая сильно набрал обороты в нашей стране. Уверена, что этот тренд будет развиваться у нас в ближайшие несколько лет и будет приносить львиную долю оборота продаж в онлайн-сегменте.
Помимо некоторого дефицита с поставками, который закончится уже в ближайшие месяцы, мы видим, что COVID-19 сильно повлиял на потребительское поведение, переключив внимание на покупки в онлайне, что стало драйвером роста для ecom-канала и маркетплейсов. Это связано не только с удобством быстрой доставки, но и с низкой ценой по сравнению с другими каналами продаж. Это, в числе прочего, говорит о том, что при выборе (не только смартфона) он ориентируется на цену и сравнивает, выбирая лучшее предложение.
В ближайшие несколько лет доля маркетплейсов в общих продажах по разным категориям будет только расти, а борьба между крупными игроками e-com будет становиться все жестче.
Равенство и инклюзивность — ценности, о которых крупные международные компании начали говорить больше 5 лет назад на глобальном уровне, как и с точки зрения основных трендов внутри компаний, так и как с точки зрения коммуникаций бренда. Крупные международные бренды, не только американские, так или иначе уже используют в своих коммуникациях эти тренды в России. Пока, на мой взгляд, этот тренд популярен и действительно «откликается» только среди жителей крупных городов, преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге. Я думаю, что сила этих ценностей будет раскрыта в ближайшие 3–5 лет более масштабно в нашей стране, то есть формирование этих ценностей в глазах населения займет больше, чем один год.
Онлайн начинает приобретать тренд «мейнстрима», поскольку вся наша жизнь переходит в онлайн — учеба и работа, развлечения и отдых, а офлайн с новыми ограничениями и введением QR в некоторых регионах уже становится чем-то недоступным, но оттого не менее желанным: 64% населения все еще надеются вернуться к прежней жизни.
Я вижу еще больший тренд на развитие омниканальности, когда онлайн и офлайн работают в синергии и нацелены на выполнение единой цели, в достижении которой офлайну будет отдана важная роль построения эмоционального контакта с продуктом через тактильность и ощущения нового пользовательского опыта, который не может в полной мере дать онлайн. А это значит, что офлайн будет постепенно приобретать более премиальную ценность в глазах потребителя в связи с его недоступностью.
Само определение «метавселенная» появилось задолго до этого года, и, как мы знаем, в 2000-х были предприняты попытки создать что-то подобное, что было больше похоже на видеоигры и виртуальные социальные миры, что в целом уже можно считать частью метавселенной. Но текущее представление крупных IT-гигантов подразумевает более глубокий и широкий пользовательский опыт, который включает в себя разные экосистемы, пространства и возможности, что с точки зрения разработки и имплементации займет не одно десятилетие.
Будем ли мы жить в матрице? Думаю, мы — нет, а вот наши внуки — возможно. Но, скорее всего, та метавселенная, к которой мы придем, будет заметно отличаться от того мира «виртуальной реальности», которую сейчас представляют IT-кампании. Иными словами, метавселенная в ближайшие несколько лет, скорее всего, изменит гейминг-индустрию и даст отклик именно в ней.
Я считаю, что ключевые тренды уже зародились в этом году, и в последующие годы мы лишь будем наблюдать их усиление:
- ESG — Environment, society, governance. Наши потребители становятся все более осознанными, поэтому выбор за теми брендами, кто сопереживает, соучаствует, а главное, участвует в социально-важных темах на ряду с нашей ЦА.
- Целостное продвижение бренда как экосистемы, один бренд закрывает несколько потребностей и запросов своего пользователя, имея в портфеле разные продукты и сервисы. В связи с чем более глубокое партнерство и коллаборации брендов на этом фоне.
- Согласно отчетам GFK выделяют девять ключевых трендов потребительского выбора. Четыре тренда, которые релевантны для РФ:
- Seeking safety (стремление к безопасности, в том числе и кибербезопасности).
- Frictionless Living (омниканальность, быстрота и удобство сервиса/продукта).
- Discerning Consumption (бренд должен на 100% удовлетворять мою потребность и даже немного предвосхищать мои ожидания).
- All about me (персонализация, бренд должен знать, что подходит именно мне).