Индустрия
 

Перед вами традиционный проект «Итоги года», подготовленный редакцией AdIndex вместе с лидерами индустрии рекламы, маркетинга и медиа. Это масштабный обзор тенденций и событий, которые стали ключевыми в 2021 году и будут определять год 2022-й. В этот раз на наши вопросы ответили более 50 экспертов из разных областей рынка.

Как вы оцениваете состояние индустрии или своего сегмента по итогу 2021 года? Какие вызовы стоят перед вами?

За последние 2 года резко выросла доля онлайн-продаж в food-ретейле. Фактически продукты питания становятся основным сегментом, за счет которого будет продолжаться рост e-commerce в ближайшее время, так как другие крупные сегменты розничного рынка уже имеют значительную долю онлайн-продаж (фэшен, электроника и другие). Это привело к резкому росту инвестиций в доставку, ее качество и скорость. Еще несколько лет назад никакое исследование не показывало, что экспресс-доставка продуктов за 30 минут востребована, а теперь это стало нормой в больших городах. Рынок будет дальше консолидироваться и для многих игроков вызовом будет четкое определение своего позиционирования и ниши на рынке.

В 2021 году стало очевидно, что Covid-19 с нами надолго. Как он изменил вашу индустрию? Чего ждать еще?

COVID-19 значительно увеличил скорость принятия решений и вырастил долю онлайна до 12% от общего оборота METRO в России во время пандемии, это рекорд среди крупных ретейлеров. Мы ожидаем дальнейшего роста онлайн-продаж, так как во время пандемии более половины домохозяйств хотя бы один раз заказали продукты с доставкой, и это со временем объективно приведет к повторным покупкам, так как большинство клиентов очень положительно оценивают доставку как сервис. В других клиентских сегментах (МETRO работает как с профессиональными клиентами — HoReCa и независимыми трейдерами, — так и с розничными) динамика разнонаправленная. В HoReCa после спада во время пандемии наш бизнес значительно вырос: METRO вложил более 1 миллиарда рублей в поддержку сегмента HoReCa в 2020 году, и многие клиенты оценили это и увеличили лояльность.

Как будут развиваться медиаканалы? Продолжит ли нарастать конкуренция между диджитал и офлайном или перенасыщение онлайном приведет к перестановке сил?

Весь клиентский путь значительно сместился в digital. Даже в продуктах питания, где большинство решений исторически принималось возле полки, многие категории (алкоголь, кофе, стиральные порошки и другие) выбираются перед визитом в торговый центр, поэтому роль онлайн-коммуникации и контента здесь определяющая. Вместе с тем классические медиа — ТВ, наружная реклама, помогают строить быстрое знание о промо, краткосрочных сезонных акциях и они дополняют онлайн. Все эти медиа вполне могут гармонично работать вместе, в каждом сегменте главный вопрос — это правильный микс и таргетирование.

Какие тренды будут определять маркетинговые стратегии в 2022 году?

Важным фактором будет то сколько еще продлится пандемия и локдауны. COVID-19 дал значительный импульс проникновение онлайн-торговли, e-com в любом случае вышел на новый уровень, но после окончания пандемии часть клиентов вернется в физический retail, где можно посмотреть и потрогать товар перед покупкой, соответственно, это повлияет на выбор медиа и маркетинговых стратегий.

Также рост онлайн будет замедляться, и определяющим трендом будет конкуренция между оставшимися крупными экосистемами и метапроектами. Те экосистемы, которые предложат лучшие рекламные возможности, возможности для продвижения брендов и таргетирование, в конечном итоге получат большие бюджеты и возможности для дальнейшего развития своих продуктов.

Александр Федосов
Marketing and E-commerce Director
Metro Cash and Carry

Итоги года в других сегментах

Digital
Каким был этот год для интернет-рекламы и как долго продолжится рост? Подводим итоги 2021 года в digital вместе с экспертами отрасли.
Медиа
Представители медиа рассказали о важнейших событиях 2021 года, новых точках роста и невозврата и поделились ожиданиями от грядущего года
Телеграм
Авторы Telegram-каналов проанализировали итоги года для мессенджера как для медиа и рекламной площадки и попробовали представить, каким будет 2022-й
MarTech
Технологии, которые компании осваивали ради выживания, стали фундаментом для дальнейшего процветания их бизнеса. Подводим итоги года в MarTech вместе с KonnektU.
Performance
Пандемия второй год подряд драйвит рынок performance-рекламы. Итоги года отрасли в совместном спецпроекте AdIndex и Kokoc Group
HR
В 2021 году о нехватке кадров в рекламной отрасли говорили почти на каждой конференции. Подводим HR-итоги 2021 года вместе с экспертами отрасли.
–ейтинг@Mail.ru