Перед вами традиционный проект «Итоги года», подготовленный редакцией AdIndex вместе с лидерами индустрии рекламы, маркетинга и медиа. Это масштабный обзор тенденций и событий, которые стали ключевыми в 2021 году и будут определять год 2022-й. В этот раз на наши вопросы ответили более 50 экспертов из разных областей рынка.
В целом безрецептурный бизнес STADA растет. По данным IQVIA, за девять месяцев 2021 года рост безрецептурных лекарственных препаратов компании STADA по объему продаж в рублях составил 8% по отношению к аналогичному периоду 2020 года. При этом мы опережаем рынок — рост сегмента безрецептурных лекарственных препаратов розничного рынка составил +1%. Мы сейчас уверенно занимаем второе место в сегменте Consumer Healthcare и не намерены останавливаться.
При этом, несмотря на то, что за последние три года уровень доверия к фармацевтике вырос, он по-прежнему остается ниже, чем, например, у секторов розничной торговли, разработки программного обеспечения и продовольственного сектора.
Наиболее важными драйверами сегодня стали репутация фармацевтических производителей и доступность препаратов для населения. Мы в STADA сфокусированы на безрецептурных препаратах, преимущественно дженериках, включая специализированные препараты — те медикаменты, которые продаются в рознице. Это позволяет нам максимально отвечать потребностям пациентов, предоставляя им возможность ежедневно заботиться о своем здоровье, при этом экономить, не теряя в качестве и эффективности терапии. Мы убеждены, что когда компании соответствуют ожиданиям потребителей и действуют в их интересах, тогда возникает доверие к бренду и самой компании.
Из позитивного — мы стали больше уделять внимания своему здоровью. У меня лично такое ощущение, что эта кризисная ситуация изменила нашу систему ценностей, здоровье снова вышло в один из топ-приоритетов для наших людей.
По данным STADA Health Report — ежегодного исследования в сфере здоровья, которое проводит наша компания в 15 европейских странах, — в 2021 году 58% россиян высказываются в пользу здорового образа жизни. По этому показателю Россия занимает второе место в Европе после Португалии.
Согласно тому же исследованию, в 2021 году в России:
· повысился уровень доверия к врачам и фармацевтическим компаниям;
· в два раза чаще, чем в остальных европейских странах, стали лечиться при возникновении первых признаков простудных заболеваний;
· регулярно пополняются домашние аптечки. При этом россиянам больше, чем другим европейцам, важна коммуникация фармацевтических брендов с потребителем;
· высок тренд на потребление витаминов и БАДов — их принимает 71% опрошенных россиян.
Кризис в целом — это также возможность усвоить важные уроки и найти новые точки для роста бизнеса. Пандемия напомнила о том, что по-настоящему важно в жизни, и обозначила критическую необходимость инвестиций в сферу здоровья, а также поддержку потребителей на всех уровнях — от правильной коммуникации до оптимальных предложений на полке.
Пандемия еще раз доказала нам всем, что жизнь не останавливается после перехода из офлайна в онлайн. Цифровизация и автоматизация процессов переходят на другой, более высокий уровень, что также является одним из определяющих факторов в маркетинговой стратегии — планирование стало более краткосрочным, необходимы более гибкие и эффективные инструменты для разного уровня брендов и задач, комплексная аналитика здесь и сейчас.
Учитывая тенденцию, что о своем здоровье стали заботиться не только женщины, но и мужчины, причем более молодого возраста, стираются границы и в коммуникации. Фарма становится моложе — это уже не просто категория первой необходимости, а скорее новый стиль жизни. Это также меняет и медиаподходы, так как контактировать и отстраивать уровень доверия с такой осознанной и вместе с тем широкой аудиторией становится все сложнее.
Одним из фокусов в нашей стратегии становится сегодня постковидный пациент. Мы видим разные последствия коронавируса: выпадение волос, больные суставы, сухая кожа, акне, в целом ослабленный иммунитет. Потребители теряются в потоке информации по каждой из этих проблем, и наша миссия, когда мы заботимся о здоровье людей, становится еще и образовательной. Запуская социальные инициативы в поддержку постковидных пациентов и привлекая экспертов из разных фармкатегорий, мы стремимся актуализировать наиболее важные вопросы для каждого и помогаем найти решения на уровне как физического, так и ментального здоровья.