Законы инфлюенс-маркетинга

Раньше блогеры занимались творческой деятельностью и размещали рекламу без проблем, но сегодня мы живем в условиях правового регулирования.

Появляются новые сферы: законы о рекламе, маркировка, уплата налогов, реестр блогеров-десятитысячников и другое нормативное регулирование.

Чем регулируется рекламная сфера? 

  • Законы (закон о рекламе, гражданский кодекс, налоговый кодекс, маркировка, реестр блогеров и т. д.).
  • Частное регулирование (договоры, саморегулирование).
  • Правила площадок.

Топ новых законов, влияющих на рекламу в 2025 году 

Реестр блогеров-десятитысячников

30 июля 2024 г. правительство внесло изменения в закон о связи и в закон о рекламе, а с 1 января 2025 года в силу вступила ответственность за их несоблюдение. Теперь каждый владелец персональной страницы в соцсетях с аудиторией свыше 10 тыс. подписчиков обязан вносить данные о своем канале в реестр блогеров.

Предпосылками к изменениям в законе стали:

  • продолжение борьбы с серым рынком;
  • помощь государственным органам в выявлении нарушителей; 
  • повышение прозрачности и безопасности рынка. 

Разберемся, кто и какие данные обязан передать:

Граждане и самозанятые: ФИО, номер телефона, электронная почта, контактные данные администратора (если указывается администратор). 

Юридические лица: наименование, ОГРН, информация о номере телефона представителя юр. лица / электронная почта, контактные данные администратора (если указывается администратор). 

Индивидуальные предприниматели: ФИО, ОГРНИП, номер телефона, электронная почта, контактные данные администратора (если указывается администратор).

Иностранные юридические и физические лица также подлежат регистрации, если работают с российскими рекламодателями и имеют российскую аудиторию. Некоторые иностранные лица сталкиваются с проблемой невозможности регистрации в реестре, поскольку сейчас это можно сделать только через портал «Госуслуги». Не каждый блогер может приехать в Россию и получить полный перечень документов, чтобы открыть аккаунт на «Госуслугах». Но в январе 2025 года представители РКН пообещали решить вопрос в конце первого — начале второго квартала.

  • Для того чтобы зарегистрироваться в реестре, нужно подать данные через «Госуслуги». Если у юридического лица нет аккаунта — надо завести. 
  • Далее блогер получает номер заявки, который необходимо разместить в описании канала. 
  • В течение 7 рабочих дней РКН проверяет достоверность данных + 3 дня принимает решение о включении. 
  • Блогер получает уведомление о включении в реестр и уникальную ссылку для автоматического перехода на сайт РКН. Плашку о включении в реестр РКН можно разместить в верхней части страницы рядом с наименованием, в описательной части или любым доступным способом. 
  • О любых изменениях в информации о канале (смена владельца канала и изменение числа аудитории) нужно уведомлять РКН в течение 2 рабочих дней.

Какие социальные сети можно зарегистрировать в Роскомнадзоре?

В реестр соцсетей РКН входят Twitch, Pikabu, LiveJournal, Pinterest, YouTube, «Дзен», «Одноклассники», Yappy, RuTube, TikTok, Likee, «ВКонтакте», Telegram.

В реестр входит большое количество популярных площадок, но отсутствует Instagram*. Деятельность соцсети запрещена на территории Российской Федерации. 25 марта Государственная Дума приняла во втором и третьих чтениях законопроект о запрете рекламы в соцсети. Штрафовать за нее будут с 1 сентября — как блогеров, так и рекламодателей.

Отметка отличника

Помимо уникальной ссылки, которую направляет РКН, в российских соцсетях появилась отметка отличника А+, что означает «Аудитория+». Она наряду с галочкой стоит в профиле блогера и подтверждает регистрацию инфлюенсера в реестре блогеров. В таком случае уникальную ссылку от Роскомнадзора вставлять необязательно. 

Почему нужно регистрироваться в реестре?

Каждый инфлюенесер должен понимать, что ответственность за размещение рекламы несет и рекламодатель. Сейчас ответственность определена только за размещение рекламы в незарегистрированном канале. Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусматриваются: 

  • гражданам и СЗ — штраф от 2 до 2,5 тыс. руб.; 
  • ИП и должностным лицам — штраф от 4 до 20 тыс. руб.;
  • юридическим лицам — штраф от 100 до 500 тыс. руб.; 
  • ограничение доступа к странице.

При этом за репосты из не включенных в реестр каналов, прошение донатов и игнорирование регистрации в перечне ответственность не установлена.

Сбор 3% за распространение рекламы 

11 декабря 2024 года Государственная Дума приняла закон, который предусматривает с 1 апреля 2025 года раз в квартал дополнительный сбор за распространение рекламы. Если вы заработали за 3 месяца на рекламе 150 тыс. рублей, необходимо будет оплатить с этой суммы 4 500 (помимо налога, который вы еще платите). 

За реализацию сбора отвечает Роскомнадзор. 

Кто будет платить

  • Рекламораспространители — все площадки, распространяющие рекламу (блогеры, авторы каналов, сайты, СМИ).
  • Операторы рекламных систем — «Яндекс Директ», «VK реклама», Telegram Ads и другие).
  • Рекламодатели — если договор о распространении рекламы на территории РФ заключен с иностранной компанией или гражданином, рекламодатель должен будет удержать часть средств, которые он собирается перевести распространителю, для последующей уплаты сбора.
  • Рекламные агентства — выступая агентом, действующим по поручению рекламодателей и рекламораспространителей. 

Отчисления не будут взимать при распространении рекламы на сайтах федеральных телеканалов, радио и информагентств. Сбор также можно не платить, если реклама размещена на сайтах СМИ, которые соответствуют одному из этих критериев.

  • В уставном капитале участвует государство или муниципалитеты. 
  • Получали ассигнования из федерального бюджета в течение года. 
  • Выполняют функции издателя или редакции периодического печатного издания с ежегодным тиражом от 300 тыс. до 15 млн экземпляров в зависимости от периодичности выхода.

Сейчас рынок ожидает постановление правительства, в котором он разъяснит, как оплачивать этот сбор. Необходимо понимать, что агентская комиссия и стоимость услуг на рынке возрастут.

Учет налогов за рекламу

С 1 января 2025 нельзя учитывать в расходах рекламу, распространенную на запрещенных площадках или на иностранных площадках, которые не выполнили «закон о приземлении» (открытие филиалов иностранных площадок на территории Российской Федерации). В таком случае расходы компании на продвижение признают экономически необоснованными, то есть учесть такие затраты при расчете налога на прибыль инспекторы не разрешат. 

Компании не смогут включить в расходы затраты на распространение рекламы в интернете, если:

  • не маркирована уникальным идентификатором erid, полученным в Роскомнадзоре;
  • размещена на сайте, доступ к которому ограничен в РФ; 
  • размещена на сайте иностранного владельца, который не соблюдает требования российского законодательства. 

Маркировка рекламы

Нельзя не упомянуть закон о маркировке рекламы, который вступил в силу в 2022 году. Маркировка продолжает с нами существовать, поэтому она является одним из главных законов, которые будут влиять на рынок маркетинга в 2025 году. 

*Meta и соцсети компании Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в РФ

Первая премия российского digital

Наша цель – охватить максимальное количество маркетинговых проектов и оценить их эффективность.

Подать заявку
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.