Законы инфлюенс-маркетинга
Раньше блогеры занимались творческой деятельностью и размещали рекламу без проблем, но сегодня мы живем в условиях правового регулирования.
Появляются новые сферы: законы о рекламе, маркировка, уплата налогов, реестр блогеров-десятитысячников и другое нормативное регулирование.
Чем регулируется рекламная сфера?
- Законы (закон о рекламе, гражданский кодекс, налоговый кодекс, маркировка, реестр блогеров и т. д.).
- Частное регулирование (договоры, саморегулирование).
- Правила площадок.
Топ новых законов, влияющих на рекламу в 2025 году
Реестр блогеров-десятитысячников
30 июля 2024 г. правительство внесло изменения в закон о связи и в закон о рекламе, а с 1 января 2025 года в силу вступила ответственность за их несоблюдение. Теперь каждый владелец персональной страницы в соцсетях с аудиторией свыше 10 тыс. подписчиков обязан вносить данные о своем канале в реестр блогеров.
Предпосылками к изменениям в законе стали:
-
продолжение борьбы с серым рынком;
-
помощь государственным органам в выявлении нарушителей;
-
повышение прозрачности и безопасности рынка.
Разберемся, кто и какие данные обязан передать:
Граждане и самозанятые: ФИО, номер телефона, электронная почта, контактные данные администратора (если указывается администратор).
Юридические лица: наименование, ОГРН, информация о номере телефона представителя юр. лица / электронная почта, контактные данные администратора (если указывается администратор).
Индивидуальные предприниматели: ФИО, ОГРНИП, номер телефона, электронная почта, контактные данные администратора (если указывается администратор).
Иностранные юридические и физические лица также подлежат регистрации, если работают с российскими рекламодателями и имеют российскую аудиторию. Некоторые иностранные лица сталкиваются с проблемой невозможности регистрации в реестре, поскольку сейчас это можно сделать только через портал «Госуслуги». Не каждый блогер может приехать в Россию и получить полный перечень документов, чтобы открыть аккаунт на «Госуслугах». Но в январе 2025 года представители РКН пообещали решить вопрос в конце первого — начале второго квартала.
- Для того чтобы зарегистрироваться в реестре, нужно подать данные через «Госуслуги». Если у юридического лица нет аккаунта — надо завести.
- Далее блогер получает номер заявки, который необходимо разместить в описании канала.
- В течение 7 рабочих дней РКН проверяет достоверность данных + 3 дня принимает решение о включении.
- Блогер получает уведомление о включении в реестр и уникальную ссылку для автоматического перехода на сайт РКН. Плашку о включении в реестр РКН можно разместить в верхней части страницы рядом с наименованием, в описательной части или любым доступным способом.
- О любых изменениях в информации о канале (смена владельца канала и изменение числа аудитории) нужно уведомлять РКН в течение 2 рабочих дней.
Какие социальные сети можно зарегистрировать в Роскомнадзоре?
В реестр соцсетей РКН входят Twitch, Pikabu, LiveJournal, Pinterest, YouTube, «Дзен», «Одноклассники», Yappy, RuTube, TikTok, Likee, «ВКонтакте», Telegram.
В реестр входит большое количество популярных площадок, но отсутствует Instagram*. Деятельность соцсети запрещена на территории Российской Федерации. 25 марта Государственная Дума приняла во втором и третьих чтениях законопроект о запрете рекламы в соцсети. Штрафовать за нее будут с 1 сентября — как блогеров, так и рекламодателей.
Отметка отличника
Помимо уникальной ссылки, которую направляет РКН, в российских соцсетях появилась отметка отличника А+, что означает «Аудитория+». Она наряду с галочкой стоит в профиле блогера и подтверждает регистрацию инфлюенсера в реестре блогеров. В таком случае уникальную ссылку от Роскомнадзора вставлять необязательно.
Почему нужно регистрироваться в реестре?
Каждый инфлюенесер должен понимать, что ответственность за размещение рекламы несет и рекламодатель. Сейчас ответственность определена только за размещение рекламы в незарегистрированном канале. Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусматриваются:
- гражданам и СЗ — штраф от 2 до 2,5 тыс. руб.;
- ИП и должностным лицам — штраф от 4 до 20 тыс. руб.;
- юридическим лицам — штраф от 100 до 500 тыс. руб.;
- ограничение доступа к странице.
При этом за репосты из не включенных в реестр каналов, прошение донатов и игнорирование регистрации в перечне ответственность не установлена.
Сбор 3% за распространение рекламы
11 декабря 2024 года Государственная Дума приняла закон, который предусматривает с 1 апреля 2025 года раз в квартал дополнительный сбор за распространение рекламы. Если вы заработали за 3 месяца на рекламе 150 тыс. рублей, необходимо будет оплатить с этой суммы 4 500 (помимо налога, который вы еще платите).
За реализацию сбора отвечает Роскомнадзор.
Кто будет платить
- Рекламораспространители — все площадки, распространяющие рекламу (блогеры, авторы каналов, сайты, СМИ).
- Операторы рекламных систем — «Яндекс Директ», «VK реклама», Telegram Ads и другие).
- Рекламодатели — если договор о распространении рекламы на территории РФ заключен с иностранной компанией или гражданином, рекламодатель должен будет удержать часть средств, которые он собирается перевести распространителю, для последующей уплаты сбора.
- Рекламные агентства — выступая агентом, действующим по поручению рекламодателей и рекламораспространителей.
Отчисления не будут взимать при распространении рекламы на сайтах федеральных телеканалов, радио и информагентств. Сбор также можно не платить, если реклама размещена на сайтах СМИ, которые соответствуют одному из этих критериев.
- В уставном капитале участвует государство или муниципалитеты.
- Получали ассигнования из федерального бюджета в течение года.
- Выполняют функции издателя или редакции периодического печатного издания с ежегодным тиражом от 300 тыс. до 15 млн экземпляров в зависимости от периодичности выхода.
Сейчас рынок ожидает постановление правительства, в котором он разъяснит, как оплачивать этот сбор. Необходимо понимать, что агентская комиссия и стоимость услуг на рынке возрастут.
Учет налогов за рекламу
С 1 января 2025 нельзя учитывать в расходах рекламу, распространенную на запрещенных площадках или на иностранных площадках, которые не выполнили «закон о приземлении» (открытие филиалов иностранных площадок на территории Российской Федерации). В таком случае расходы компании на продвижение признают экономически необоснованными, то есть учесть такие затраты при расчете налога на прибыль инспекторы не разрешат.
Компании не смогут включить в расходы затраты на распространение рекламы в интернете, если:
- не маркирована уникальным идентификатором erid, полученным в Роскомнадзоре;
- размещена на сайте, доступ к которому ограничен в РФ;
- размещена на сайте иностранного владельца, который не соблюдает требования российского законодательства.
Маркировка рекламы
Нельзя не упомянуть закон о маркировке рекламы, который вступил в силу в 2022 году. Маркировка продолжает с нами существовать, поэтому она является одним из главных законов, которые будут влиять на рынок маркетинга в 2025 году.
*Meta и соцсети компании Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в РФ