Исследование BBC: компании теряют большие деньги, пытаясь получить «лайки» на Фейсбуке
Привлекаемые рекламой пользователи Фейсбука не нуждаются в их продуктах и услугах. Немаловажно и то, что переходящие по ссылкам пользователи часто откровенно врут о себе. А специалисты в области безопасности открыто утверждают, что фейковые эккаунты «ведутся» рассылающими спам компьютерными программами
Официальные представители Фейсбука говорят, что «не видят серьезных проблем». «Лайки» тем временем становятся полноценной валютой современного онлайн-маркетинга, а социальная сеть зарабатывает сотни миллионов, взимая с компаний плату за показ рекламы. Так привлекаются новые «лайки», миллионы «лайков».
«Все они марионетки…»
Фейсбук уже публиковал статистику, по которой только 5-6% ее 901-миллионой аудитории могут быть фейками. Речь, между прочим, идет о 54 миллионах профайлов.
Грехем Клули из Sophos (компания занимается интернет-безопасностью) считает «мертвые души» большой проблемой. «Спаммеры и авторы вредоносного ПО заводят эккаунты на Фейсбуке, чтобы распространять вирусы. Они обманывают людей, становясь их друзьями», – замечает он. «Мы знаем, что некоторые эккаунты ведутся компьютерной программой, и один человек, как кукловод, принимает решения за десятки тысяч виртуальных людей, заставляя их «лайкать». «Я уверен, что Фейсбук борется с «мертвыми душами», но порой очень сложно отличить фейк от живого человека», – добавляет Клули.
Официальный представитель соцсети так комментирует ситуацию: «У нас нет очевидных доказательств, что кто-то один инициирует волну лайков, или, если хотите, массовое «лайкание», нет доказательств накрученной популярности».
Клули считает, что социальная сеть замалчивает проблему: «Они делают на этом деньги, поэтому их политика по отношению к фейкам очевидна. Им проще спускать такие случаи на тормозах».
Подозрительные лица
Майкл Тинмаус специалист в области маркетинга в социальных сетях организовывал несколько рекламных кампаний для небольших бизнесов: магазин предметов роскоши, бизнес-тренер…
Вначале клиенты были довольны результатами кампаний, но потом заволновались, поняв, кто кликает на их рекламу. Они пытались рекламировать товар по всему миру, а «лайки» приходили в основном с Филиппин и Египта.
«Стандартному потребителю рекламы было от 13 до 17 лет, а его имя «кричало», что это не настоящий человек. Когда мы копнули глубже, обнаружилось, что такой пользователь до нас уже «лайкнул» 3, 4, 5 тысяч страниц», - рассказывает Тинмаус. Он прямо указал на некоторые эккануты, которые без сомнения были фейковыми.
Тогда BBC решила провести собственный эксперимент, зарегистрировав эккаунт вымышленной фирмы – VirtualBagel. Количество «лайков», полученных из Египта и Филиппин, в разы превышало выставленные в таргетинге страны – США И Великобританию.
Деньги, деньги, дребеденьги…
Тинмаус обратился в Фейсбук с официальной просьбой разобраться. У него были веские причины: один из клиентов отказался платить за контакт с «мертвыми душами». Социальная сеть ответила, что «большинство пользователей – реальные люди», и отказалась продолжать дальнейшую дискуссию, равно как и возвращать деньги.
Комментируя BBC ситуацию с Тинмаусом, официальный представитель Фейсбука заявил, что тот «решил стрелять из большой пушки по всему миру вместо того, чтобы тонко настроить таргетинг». «Мы никому не рекомендуем вести бизнес таким образом», - добавили в Фейсбуке.
За комментариями BBC обратилась к директору по маркетингу в одной из крупнейших английских компаний и убедилась, что специалисты очень и очень скептически относятся к рекламе в социальных сетях. «Любые инвестиции в рекламу на Фейсбуке дают очень маленькую отдачу, либо не дают никакой», – уверенно заявил пожелавший остаться неизвестным топ-менеджер. По его оценке, взаимодействовать с аудиторией социальных сетей брендам лучше, не прибегая к платной рекламе. «Та аудитория, которую вы покупаете при помощи рекламы – это не ваша аудитория. Она не готова взаимодействовать с брендом. Стоит ли тратить на это деньги?» - спрашивает он.
Сегодня все чаще бизнес уверенно отвечает на этот вопрос отрицательно.