Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист


Галерея | 24 Апреля 2014

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
«Политически ангажированное искусство (я предпочитаю говорить именно об ангажированном искусстве, потому что так или иначе политическим является любое искусство) имеет шанс повлиять на социальный климат и на общественное мнение, но только в так называемых либеральных обществах. И с другой стороны, именно эти общества порождают ангажированное искусство. Я не знаю, как это происходит при диктаторском режиме». Ханс Хааке

Вот, допустим, пригласило вас некое лицо в гости. Ну, там, хлеб-соль, чай, машлык, мелень… Накрыло, короче, поляну. Сидите, культурно отдыхаете. И вот, довольно хорошо уже отдохнув, вы начинаете рубить правду-мать прямо в лицо пригласившему вас лицу и его жене (пусть у него жена будет), предварительно наведя о них справки. О том, что он ей изменяет, а она за него пошла только потому, что у него квартира в Люберцах. О том, что он – взяточник, а она – чернила с работы подворовывает. И что соседи их ненавидят за то, что они – жлобы, музыку громко включают и собака у них в квартире гавкает. Ну, и так далее. Скоты и подонки. Одним словом, черная неблагодарность в ответ на искреннее добродушие хозяев. Вот если вы так сделаете, то будете прямым последователем Хааке (1936-…). Ну, вам еще нужно будет сказать, что все это – искусство. Тогда, может, пригласившее вас лицо не двинет вам в сюрляк. Хааке-то не бьют. Хотя, конечно, он не бытовым опусканием частных лиц на кухне занимается, а институциональной критикой за счет этих самых институций.

Поначалу-то Хааке был довольно смирным художником. Серьезно поучился профессии в паре вузов, в кассельской государственной Werkakademie и в Tyler School of Art при Темпльском универе в Филадельфии. Потом пошел в абстракционизм. Но абстракционизм был какой-то непонятный. Абстрактный какой-то. Хааке же алкал конкретики. Ну, и бросил он его. Сотрудничал некоторое время с крутой дюссельдорфской группой Zero, делавшей оп-арт и кинетическое искусство. А потом бросил все, уехал в Америку и стал там заниматься концептуализмом.

Его ранние работы 60-х гг. – это такие достаточно холодные концептуалистские аттракционы, замкнутые на себя и, в какой-то мере, продолжающие кинетические опыты группы Zero – в них тоже происходят со временем всякие изменения, хоть и не такие шустрые, как в кинетическом искусстве.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Куб с конденсацией

Тут плексигласовый куб с водой нагревается снаружи светом, отчего вода испаряется и начинается процесс конденсации пара. Образовавшиеся на стенках куба капли воды стекают вниз, она снова испаряется, снова конденсируется и т.д. Такое учебное пособие по теме «Круговорот воды в природе». Конечно, человеку с израненной душой, жаждущей катарсиса, такое произведение мало что даст. Концептуализм, вообще, не про это. Он же игра ума, а не пища для души. И ум этот увидит здесь много интересного. И уподобление банального физического процесса произведению искусства с его уникальностью – рисунок капель на стенках никогда не повторяется, и уподобление неорганического органическому – под влиянием света тут происходят процессы, отдаленно напоминающие простейшую жизнь, и свидетельство благотворного расширения границ искусства, которое отныне накрыло своим крылом уже и школьный курс природоведения с его наглядными пособиями и незатейливыми опытами. Можно еще поговорить о том, что это трактовка искусства как процесса, иллюстрация понятия «контекст» и демонстрация зависимости от него произведения. Подумать о влиянии зрителей на произведение – они ведь могут загородить источник света или подышать на куб – точно таком же, как их интерпретации, которые меняют его смысл. Ну, и еще о том, что произведение искусства после своего создания живет своей собственной, независимой от создателя, жизнью. Изящная работа, короче.

Постепенно Хааке от неорганической физики перешел к живой природе. Он выращивал траву,

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Трава растет

разводил цыплят, рыб и муравьев, заставлял скворца Норберта орать высказывание Норберта Винера «All Systems Go!». Смыслы здесь те же, но сложнее – системы-то живые. Кончилось все это тем, что он добрался до людей, и это, в общем, естественно – там и системы интереснее, и конкретика, наконец, появилась.

В 1970 году на выставке «Информация» в Нью-Йоркском музее современного искусства (МоМА) Хааке выставил свою первую знаменитую инсталляцию.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Система как искусство: изыскание, алгоритм для ответов, визуализация откликов

Это был обычный опрос посетителей выставки, которым было предложено ответить «да» или «нет» на совершенно невинный вроде бы вопрос: «Мог бы тот факт, что губернатор Рокфеллер не осуждает политику Ричарда Никсона в Индокитае, послужить для вас причиной не голосовать за него в ноябре?» - Рокфеллер тогда в очередной раз был кандидатом в губернаторы штата Нью-Йорк. Провокативность этого простого опроса была в том, что Рокфеллер, помимо того, что действовал в качестве губернатора штата, еще был и членом попечительского совета МоМА, т.е. человеком, от которого достаточно сильно зависела работа и политика этого музея, в котором как раз и выставлялся этот опрос. Бюллетеней с ответом «да» к концу выставки было в два раза больше.

Следующая знаменитая работа была вот эта.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Недвижимость на Манхэттене, принадлежащая Шапольски и пр., социальная система в реальном времени, состояние дел на 1 мая 1971 года

Тут история такая. Этот самый Шапольски и пр. - Сол Гольдман и Алекс Дилоренцо – были очень плохими мужчинами. Они были риэлторами, скупившими через подставные лица разные неуютные трущобы на Манхэттене, которые они сдавали в аренду (дорого! предоплата!) и вроде как собирались их даже снести, чтобы продать сильно дорожающую землю. Ну, обычный звериный оскал капитализма. Беда была в том, что Шапольски и пр. были друзьями и, хуже того, деловыми партнерами членов попечительского совета музея Гуггенхайма, в котором Хааке и собирался выставить материалы про эту грустную аферу на своей ретроспективной выставке. Материалы включали в себя 146 фотографий этой отвратительной недвижимости, фотографии деловых переговоров по поводу операций с ней и карты двух районов, где эта недвижимость находилась – Гарлема и Нижнего Ист-Сайда. Все – из открытых источников. Короче, сделали люди доброе дело, пригласили художника выставиться, а он такую поганку заворачивает.

За шесть недель до открытия выставки директор музея Томас Мессер – пусть имя этой жилы всегда будут помнить неблагодарные потомки! – потребовал работу убрать. Хааке и куратор выставки Эдуард Фрай – пусть и это имя останется в веках! – отказались. Выставка не состоялась, Фрай был уволен. Вышел большой скандал, сочувствующие Хааке художники, среди которых был даже Раушенберг, на какое-то время оккупировали музей. Хааке пятнадцать лет не выставлялся в Америке.

Т.е. Хааке здесь активно занимается апроприацией. Он смело затаскивает на территории искусств методы, ранее там не замеченные. В первом случае – социологию, во втором – журналистское расследование. Делает то же самое, что Дюшан проделал со своим «Фонтаном». Понятно, что даже в столь далекое от нас время этими кунштюками удивить кого-нибудь было уже сложно, художники к тому моменту чего только в искусство не натаскали. Просто Хааке нужно было заиметь новые способы по-концептуалистски жестоко разобраться с понятием «искусство», в которое со всей силой входят и институции. Напомню, что концептуализм – это, в том числе и исследование искусства средствами искусства. Вот он и изучал их при помощи проверки на вшивость – как могут они сеять разумноедоброевечное, если сами коррумпированы? Хотя, конечно, использовать концептуализм в качестве политической дубины – это сильный ход. Ну, еще он обнажал функцию искусства как прикрытия репутационных дефектов разных компаний и публичных лиц.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Helmsboro

Это произведение Хааке посвятил сенатору Джесси Хелмсу, компании Phillip Morris и своему любимому МоМА*. Phillip Morris спонсировал в МоМА выставку кубизма. В то же время интересы Phillip Morris в правительстве США лоббировал жуткий консерватор, расист, гомофоб и защитник традиционных американских ценностей в жизни, религии и искусстве Хелмс. Поэтому на пачке был изображен его портрет и помещено его практически нацистское высказывание, а вместо табака в сигареты запихан текст Билля о правах, с которым практика и позиция Хелмса вступали в полное противоречие. Ну, по крайней мере, с точки зрения Хааке – что там конкретно вытворял этот перец Хелмс, я не знаю.

Еще одна знаменитая работа Хааке.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Масляная живопись. Посвящается Марселю Бротарсу

В 1982 году Рейган приехал в ФРГ убалтывать немцев разместить у себя «Першинги» - баллистические ракеты средней дальности с ядерным зарядом – в ответ на уже нацеленные СССР на Европу аналогичные ракеты РСД-10, известные также как SS-20 и «Гроза Европы». Простые европейцы почему-то сильно против «Першингов» протестовали**. Хааке сделал официозный портрет Рейгана, который ковровой дорожкой соединялся с репортажной фотографией очередной антипершинговой демонстрации – фотография менялась в зависимости от того, где в данное время происходил взрыв народного негодования (выставка проходила в момент визита Рейгана, т.е была предельно актуальна). А Марсель Бротарс – это очень нестандартный бельгийский концептуалист.

Ну, и еще одна офигенная работа Хааке, за которую он получил «Золотого льва» Венецианской биеннале.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Германия

Входящих в этой работе, контексту, по-нашему, много. Ну, понятно, - он тут мраморный пол расфигачил. Пол он расфигачил в немецком венецианском павильоне, построенном при Гитлере – была даже дискуссия, ломать-не ломать. С одной стороны, памятник архитектуры, с другой – нацизм, да еще представляющий страну на регулярном престижном международном мероприятии.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Павильон Германии в Венеции

Опять же нужно знать, что страна называется по-немецки Deutschland, а Germania – это так Гитлер хотел переименовать Берлин после ранее объявленной победы в мировой войне, жутко его перестроив. Столицей мира эта Germania должна была быть. И еще этот раздолбанный пол воспроизводит известную картину Каспара Давида Фридриха «Море льда», имеющую второе название, более подходящее к ситуации – «Крушение "Надежды"». Это же про столкновение мечты и реальности – люди на Северный полюс плыли.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Каспар Давид Фридрих. Море льда

Вот когда любитель концептуализма все это знает, то работа Хааке и в мозг его бьет, и эмоционально пробирает, что с концептуалистскими сооружениями бывает совсем редко. Я-то эту работу живьем не видел, но вот художник Дмитрий Гутов видел, а он контекст хорошо прорубает, и говорит – сильно забирает работа. Там еще гулко, в павильоне этом. Жуть, короче.

В общем, вы видите, какое колоссальное значение для Хааке имеет контекст. Его контекст – это не простенький контекст Дюшана, которым было всего лишь галерейное/музейное пространство. Тут это целая куча исторических, политических и прочих фактов, складывающихся в крепкий нарратив. В литературу, одним словом. Конечно, любое произведение концептуализма – это литература, прежде всего. Оно ж – идея, а идея – это слова. Но эти слова у других концептуалистов описывают, как правило, саму работу. Взять те же стулья Кошута или кубы Сола Ле Витта – они сами по себе, без всякого контекста, во всяком случае, относящегося непосредственно к ним***. В случае же Хааке эти слова описывают именно контекст вокруг работы, без которого она бессмысленно повисает в пустоте, и который для Хааке становится таким же изобразительным средством, как, скажем, холст/масло или бронза с мрамором для традиционного художника****.

У любителей прекрасного остается в связи со всем этим один вопрос – что остается от произведений Хааке, когда весь социально-политический контекст утратил свою актуальность? Ну, допустим, «Германия» - ладно, там в принципе достаточно общих знаний про Рейх №3, чтобы на каком-то уровне красоту замысла прочувствовать. Там эмоциональная составляющая сильная, образ мощный. Или про Рейгана – тут еще есть два разных способа репрезентации: живой – общества и мертвый, пафосный – власти. А как быть, скажем, с «Шапольски и пр.»? Что нам скажет эта работа сейчас, на какой-нибудь ретроспективе? Ну, что, ну, музей, конечно. Плата за злободневность. С другой стороны, это сооружение существуют как классический пример работы метода, своей актуальности отнюдь не потерявшего. Это когда искусство как политика. И наоборот.

А сравнение институций с гостеприимной семьей, конечно, несколько натянуто.

БОНУС

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Синий парус

Ранняя «физическая» работа. Внизу – вентилятор.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Новости

Телекс с лентой новостей. Метафора непознаваемости мира – освоить всю эту информационную кучу невозможно, тем более что новости тут же устаревают.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Описание посетителей

Зрители заполняют анкеты и описывают сами себя на «Документе-5». Хааке искал параллели между социальным положением зрителей и их политическими и эстетическими взглядами.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист 
Мане - Проект-74

История продаж/владений вот этой работы:

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Эдуард Мане. Пучок спаржи

Там опять замешан музей, которому подарили эту работу, которая раньше принадлежала уважаемому человеку, но бывшему нацисту, а до этого – нескольким евреям, у последнего из которых, видимо, была конфискована.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист 
Инвентаризация

Типа викторианский портрет Тэтчер. На заднем плане – поквоцанные тарелки с портретами Чарльза и Мориса Саатчи, чья кампания Saatchi & Saatchi участвовала в пиар-компаниях Тэтчер. Чарльз при этом – владелец галереи Саатчи и тогда еще был членом нескольких попечительских советов разных арт-институций. Опять про искусство как способ улучшить свою репутацию.

Ханс Хааке. Крайне неблагодарный концептуалист
Дареный конь

Это будет установлено на Трафальгарской площади в Лондоне в 2015 году. На ленточке – бегущая строка с новостями Лондонской биржи.

* МоМА Хааке после истории с отменой выставки не отпускал долго. В 1974 году он, например, продемонстрировал связи его попечительского совета с компанией, занимавшейся эксплуатацией чилийского пролетариата. Как и положено современному американскому/европейскому художнику, Хааке несколько левоват.

** У нас в СССР тоже против размещения «Першингов» очень сильно возражали. Митинги собирали, обращения подписывали. Весь народ был против, короче. Анекдот того времени. Приезжает в Москву американец, снимает валютную проститутку, делает с ней секс и спрашивает, сколько она хочет долларов.
- Не надо мне долларов, - отвечает проститутка.
- Что же ты хочешь?
- Не размещайте «Першинги» в Европе.
Сейчас этот анекдот можно рассказывать снова. Только про ПРО. Или про санкции.

*** Естественно, там контекст есть. Хотя бы в виде истории искусства как некой санкции и причины появления таких работ. Но этот контекст не входит в структуру самой работы. А у Хааке – входит. Ее частью является.

**** Нужно помнить, что скандалы, сопровождающие жизнь большей части работ Хааке – это тоже контекст, т.е. составляющая работ.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы