Андрей Лапик


Интервью | 22 Июля 2009

Андрей Лапик
Kакие изменения ждут издание с двадцатилетней историей

В начале 2009 года был создан новый медиахолдинг, объединившей несколько изданий: газету «Россия», журналы «Политический класс», «Воздушно-космическая оборона» и еженедельник «Военно-промышленный курьер». Главный редактор газеты «Россия» Андрей Лапик в интервью МедиаАтласу рассказал о том, какие изменения ждут издание с двадцатилетней историей, а также о жизни медиаотрасли в кризис и после него.

— Газета «Россия» недавно вошла в новый холдинг: кому она принадлежала раньше, и кто сегодня владеет пакетом акций газеты и холдинга?

— Газета «Россия» выходит с 1990 года, издателей у нее было много. Первоначально она была основана как орган Верховного Совета, некоторое время ее патронировал спикер Госдумы г-н Селезнев, потом издавали частные структуры, а в последнее время издателем является ОАО ГСКБ «Алмаз-Антей», генеральный директор — Игорь Ашурбейли.

— Что изменилось для изданий после объединения их в холдинг?

— Создание холдинга — это нормальный шаг по оптимизации расходов. Ряд дублирующих структур, например, бухгалтерии, рекламные и маркетинговые службы были слиты в одну. Редакции остались прежние. Базовой является газета «Россия», ее же в первую очередь ждут перемены. Управление холдингом идет из единой точки: гендиректором и главным редактором является Виталий Третьяков.

— Как изменились финансовые показатели издания после начала кризиса?

— Мы сейчас не испытываем никаких материальных трудностей, хотя, конечно, кризис сказался на уровне зарплат. Финансирование газеты осуществляется в нормальном режиме, перебоев с оплатами типографских услуг, заработных плат нет.

— Штат сократили?

— Я бы сказал: оптимизировали. Но процесс этот был долгим, часть структур сократилась, часть увеличилась, старые люди ушли, новые пришли. Если на круг, то штат не сократился.

— Из чего складывается прибыль газеты, если сейчас можно вообще говорить о прибыли?

— Сегодня мало прибыльных печатных СМИ, и наша газета живет в основном за счет инвестиций, которые делает издатель. По-другому и быть не может, потому что для того чтобы вести нормальную хозяйственную деятельность и быть прибыльным, нужно входить в топ-10 изданий. Мы пока не входим в этот топ, поэтому о прибыльности говорить в ближайшие годы не приходится.

— Вы сказали, что газету «Россия» ждут перемены. Какие?

— Сейчас издание ищет свое лицо, газета перепрофилируется в политическую, мы уже отказались от части рубрик, разделов, взамен появились новые. Конечно, сейчас в газете присутствует и общественная тематика, и культура, но основной уклон — в политику.

— Вы считаете, что ниша политических изданий наиболее перспективна?

— Издатели считают, что есть политическая жизнь и люди, которые интересуются политикой или делают ее.

— Не получится ли, что газета будет ангажирована какой-то партией?

— Нет, это вряд ли, потому что на сегодняшний день газета свободна от обязательств по отношению и к партиям, и к персонам. Она максимально объективна: мы не сторонники каких-то определенных идей, а наблюдатели за процессами. Авторы газеты — эксперты, специалисты, доктора наук. Но это не значит, что они пишут заумные тексты. Тексты все живые.

— С кем будете конкурировать?

— До конкуренции еще далеко. Нужно сначала построить дом, а потом его сравнивать с другими. Сейчас газета на стадии проектирования, но поскольку ей занимаются люди высокопрофессиональные, есть надежда, что построенное здание, если продолжится нормальное финансирование, будет вполне конкурентоспособным.

Акционеры не ставят задачу делать газету массовой по распространению. Мы хотим сделать лучшее, что может быть на сегодняшний день в сегменте политической газеты.

Конечно, всегда есть доля сомнений, потому что газета — живой организм. Можно сделать все по правилам и не попасть в «десятку», не найти поддержки у читателей, на которых рассчитываешь. Но мы все-таки знаем, что делать и как. Посмотрим, как на это среагирует рынок.

— Как изменятся объем, тираж издания?

— У нас нет утвержденного плана, но, с моей точки зрения, будет наращиваться и тираж, и региональное распространение, тем более, что в работе с регионами у меня есть большой опыт. Но это вопрос следующего дня, а сегодня главное — контент. Газета должна быть интересна Москве. Если она будет востребована в столице, то и другим городам России она будет интересна.

— Кто будет рекламодателем в газете и сильно ли они будут отличаться от нынешних?

— Сейчас говорить об этом сложно, потому что рекламный рынок сильно просел. Я думаю, что рекламодатель будет типичный, как во всех общественно-политических изданиях, но не массовый. Предстоит провести штучную работу с рекламными холдингами, которые занимаются крупными брендами. Говорить детально я пока затрудняюсь. Наша ситуация уникальна, потому что развитие холдинга идет в момент кризиса.

Я думаю, что если все будет успешно, то в следующем году уже можно будет разговаривать с серьезными компаниями, а уже через год заключать долгосрочные контракты на рекламу.

Однако если газета получит даже некий объем рекламы и будет развиваться, мы все равно будем вынуждены еще некоторое время жить на инвестиции издателей. Насколько я знаю, некоторые газеты десять лет выходили на окупаемость. Малых средств на развитие всегда не хватает, либо это развитие становится очень скрытым и непонятным. Но хочется верить, что развитие пойдет в правильном русле, и у издателей хватит терпения.

— Сколько издатели готовы инвестировать?

— Это надо спросить у них. Нам же нужно создать нормальную редакцию, привлечь для работы хороших экспертов. Условия для работы — техника, офис — есть.

— Вы сказали, что будете сотрудничать с рекламными агентствами. У вас нет собственной службы?

— У нас есть собственная служба, достаточно маленькая. Мне кажется, что сотрудничество с агентствами более перспективно.

— Какая роль отводится сайту Russianews.ru ?

— Сайт — это часть холдинга. Сегодня посетителей сайта больше, чем читателей газеты, поэтому сайту уделяется много внимания, но многое в нем нужно переделать.

— На сайте есть раздел «Блоги». Это дань моде?

— Я не совсем готов отвечать за сайт, мне, честно говоря, многое там не нравится, и я говорил об этом издателям. Сайтом и газетой занимаются разные люди, на сайте представлены все издания холдинга, хотя мне представляется, что газете «Россия» надо уделять больше внимания и делать из сайта продолжение газеты. Но это вопрос спорный. Когда из газеты будет создано нечто определенное, то, возможно, появится лишний аргумент переориентировать сайт в сторону газеты.

— Газета «Россия» выходит уже почти 20 лет. Как менялся интерес читателей к общественно-политическим изданиям за эти годы и сама аудитория?

— Я здесь работаю год и мне сложно говорить за остальные девятнадцать... А, вообще, во-первых, изменился подход к восприятию информации, к чтению в целом. Если раньше газеты могли позволить себе полосные материалы в формате А2, то сейчас это проблема, потому что такие объемы текстов никто не хочет читать.

Во-вторых, изменилась степень доверия к прессе. Мы прошли путь от высокой степени доверия к очень низкой. Отчасти в этом виноваты сами представители профессии. Мы помним, какие этапы проходила пресса: от убежденности в своей правоте слова до корпоративных войн, когда издания были ангажированы разными структурами. Сегодня такого давления денежного мешка не существует. Единственное, меня вдохновляет, что отношение к прессе улучшается. Может, это связано с кризисом и с тем, что телеканалы совершенно жестко блокируют информацию. В печатных СМИ гораздо больше свободы слова, чем на телевидении.

Кроме того, кризис еще раз разозлил журналистов и они стали жестче освещать события, поэтому доверие к прессе стало расти. Это, в принципе, неплохая тенденция.

Еще — раньше была связь с читателями, в редакцию приходили мешки писем. Предыдущий редактор очень гордился этими мешками, и издатель меня первое время спрашивал: «Где письма?» Но времена изменились: читатели в лучшем случае звонят. Да и редкие публикации сейчас получают общественный резонанс, хотя я вижу, что усиливается критичная позиция авторов и читателей. И это произошло благодаря кризису.

— С чем выйдет медиаотрасль из кризиса и печатные СМИ в частности?

— Я думаю, медиаотрасль выйдет из кризиса сильно потрепанной. Профессия журналиста обесценилась, каждый год она опускается в рейтинге все ниже и ниже. Профессионалы вымываются. Я знаю массу случаев, когда в известных изданиях сокращают людей, которые «слишком много зарабатывают», а это на самом деле топовые журналисты и обозреватели, которые должны много получать. Почему-то руководство считает, что лучше взять несколько дешевых журналистов и сэкономить на этом.

На самом деле в индустрии произошли тектонические сдвиги. Мы ведь, возможно, и не заметили, как поменялась ситуация: раньше главный редактор был хозяином издания, а остальные службы помогали ему. Сейчас же главредов, которые одновременно являются владельцами СМИ, наперечет — Павел Гусев, Константин Ремчуков. Других назвать не могу, может, потому что они играют в другой лиге. Сегодня существует издатель, директор и наемные редактора. Это дает возможность людям, которые мало что понимают в журналистике диктовать правила игры, мало соответствующие процессу издания СМИ. Если так дальше пойдет, то у нас скоро в журналистике начнут работать гастарбайтеры, которые не умеют писать, не имеют связей, но складывают буквы в слова и стоят дешево.

Посмотрите, сколько грамматических ошибок в изданиях. А это — срезанные затраты на корректуру, низкая квалификация редакторов отделов, выпускающих редакторов. Мы деградируем очень сильно, и деградация это пошла еще в хорошие времена, когда была гонка за профессионалами, повышались неадекватно зарплаты и переманивались люди, только-только начавшие руководить отделами, на должность руководителя всего издания. Соответственно, тот штат, который они набирали, был еще ниже уровнем, и закончилось это плачевно: часть проектов полопалась, а дальнейшее вымывание профессиональных кадров продолжается. У нас итак было мало профессионалов, они ковались еще в советские времена и в период перестройки, затем коллективы начали растаскиваться, потому что понадобилось не 20 газет, а 200. Размазали базу, исчезли школы журналистики. Специальное образование не дает опыта для работы в газете, выпускники беспомощны, их надо учить заново. У газет — КП, МК, «Известий», АиФа, позже у «Коммерсанта» — были свои внутренние школы, но и они вымываются, а сейчас нет возможности создавать такие школы. В итоге мы имеем на глазах падающий уровень журналистики. В общем, я смотрю на нашу медиаиндустрию весьма пессимистично. Единственный плюс, который может быть после кризиса, — то, что сократится количество изданий. А раз оно сократится, то так или иначе будут аккумулироваться кадры, и могут быть созданы предпосылки для появления школ журналистики внутри изданий.

Я также думаю, что ряд изданий, которые крепко стояли на ногах в докризисные времена, очень сильно потеряют свои позиции и, возможно, в лидеры выйдут другие издания, которые сейчас играют в первой лиге или во второй, а, может, еще и не появились даже. Большое дерево долго гниет, но потом падает быстро. И в первую очередь из-за потери профессиональных кадров и неразумной коммерческой деятельности внутри издания. Доминирование коммерции над журналистикой, и наоборот, ни к чему хорошему не приводит. При перекосе корабль начинает тонуть. Раньше, когда рынок рекламы рос в среднем на 30%, даже плохой коммерсант мог заработать, но кризис отрезал эту возможность, и стало видно, кто что стоит.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама