29 Августа 2012 | 11:11

Джефф Кунс. Творец новой банальности

«Я люблю отсылки к истории искусства, к общей истории. Что в искусстве чудесно — ты можешь жить в мире метафор, архетипов. Мы можем работать с теми словарями, которые составили другие художники. Мы продолжаем их язык. Присмотритесь к моему Джексону — структура его глаз, вся форма скульптуры отсылает к египетской стилистке». Джефф Кунс

image

Ну, вы, в целом, поняли, да? Короче, про Кунса (1955-…) текст будет. Художник он хороший, известный, один из самых дорогих сейчас. Про него даже Владимир Кличко хорошо отзывается* - секс, говорит, Кунс изображает фантастически. Вот так приблизительно:


Из серии «Кама-Сутра»

Вообще, Кунса очень хочется назвать реинкарнацией Уорхола – тот бы, скорее всего, занимался сейчас чем-то похожим. У обоих область интересов - это массовое, банальное и безвкусное. У обоих арт-стратегия построена как бизнес-стратегия. И у обоих нет угрызений совести по этому поводу.

Вот выглядят они по-разному. Если Уорхол был каким-то долбанутым бесполым инопланетянином, чем довольно крепко шокировал пуританскую Америку, то Кунс – типичный клерк, чем шокирует уже всех – не должен современный скандальный художник ходить в костюме, быть вежливым и улыбаться. И коллекционировать классическое искусство, вроде Пуссена. Ну, не знаю, в морду бы кому дал, наркотиков бы покушал, что ли. Собственно, Кунс и был когда-то клерком – продавал билеты в Музей современного искусства – пока сам не стал деятелем этого самого современного искусства. А еще работал фондовым брокером на Уолл-стрит.

Известным Кунс стал в 80-е гг., после того, как начал делать такие вот штуки из серии «Банальность».


Змеи


Введение в банальность

Штуки эти довольно большие, в длину – больше метра. Все их мотивы – из их, американского, китча. Вроде наших матрешек, слоников и хохломы. Конечно, тут Кунс продолжает великую традицию апроприации, идущую от великого Дюшана, и преумноженную великим, естественно, поп-артом,
т.е. вводит в пространство искусства что-то уже существующее и готовое. Это более тонкая апроприация, нежели у Дюшана, ну, так ведь и времени сколько прошло – все усложняется. Дюшан просто выставлял готовый предмет, совершенно чуждый искусству, Кунс воспроизводит готовый жанр – китч, тоже чуждый искусству. И тут даже не важно, делает Кунс увеличенные копии реально существующих изделий или придумывает их сам – они же более или менее одинаковые, все эти кошечки-собачки, стоявшие на комодах. Вот это он точно придумал сам:


Michael Jackson and Bubbles

Но по смыслам – то же самое. Монументализированный китч. Зачем ему понабилось его монументализировать? Ну, во-первых, это такая постмодернистская ирония – Кунс этой монументализацией как бы уравнивает низменный жанр – китч – с высоким – со скульптурой, чем доносит до нас простую мысль об относительности всех эстетических суждений, оценок и иерархий. Во-вторых, это просто ирония. Ведь мелкие вещи – а все эти штуки даже на картинках выглядят мелкими – будучи увеличенными, производят странное впечатление. Тем более такие убогие, хоть и богатые. Над ними хочется как-то по-доброму посмеяться. А такой смех – это оптимизм. А оптимизм помогает человеку хорошо относиться к самому себе. Чего Кунс и добивается. Видите, какой он добрый.

Сам-то Кунс, конечно, говорит, что в его работах ни китча, ни иронии нет. Один оптимизм признает. Это опять у него дьявольская ирония, как костюм и манеры клерка. Не надо верить его словам. Им и не верят – после этой серии критики стали называть его королем китча. По-доброму, естественно. Что, кстати, совсем неправильно. Тогда уж король игры в китч.

Следующая серия, «Сделано на небесах», принесла Кунсу всемирную славу.


Из серии «Made in Heaven»

Это понятно. Насколько люди любят всякую сентиментальную дребедень**, настолько же они любят хорошую, добрую порнографию. Их сочетание делает людей предельно оптимистичными и заставляет ну очень хорошо относиться к себе***. А Кунс-то - добрый. Вот он и сочетает.


Из серии «Made in Heaven»

Сочетает, но гадко, по-постмодернистски при этом насмехается над зрителем. Порнография-то и китч в массовом сознании, к которому как бы адресуется Кунс, разведены в смысле легитимности. Китч – он пушистый, добрый и комфортный, порнография – стыдная, запретная и вредная. А тут – все вместе. Да еще, как и в случае с «Банальностью», все поднято до уровня высокого искусства – и размерами, опять же, и контекстом. Оно же все в галереях выставляется или даже в Версале – была у Кунса там недавно могучая выставка. Т.е. вся вот эта пошлятина и гадость – в бывших королевских интерьерах, прямо посреди классического искусства. Ужас.

Прямо скажем, для работы над этой серией – а она большая, и включает в себя и просто бесстыдную порнуху с откровенно показанными гениталиями в состоянии возбуждения – Кунсу пришлось пострадать. Сначала он был вынужден жениться на развратной венгерской женщине из Италии Чиччолине, в девичестве - Илоне Шталлер, активно подрабатывавшей в качестве порнозвезды. А потом еще и фотографироваться с ней в голом виде. И все это потом показывать людям. Невыносимо.

Помимо высокого гуманизма, сочетания легитимно не сочетаемого и личной кунсовой жертвенности эта серия интересна еще тем, что, наверное, впервые в искусстве в качестве реди-мейд выступил настоящий, живой, нормально функционирующий человек****. Выступила. Реди-мейдовость Чиччолины состояла в том, что она была взята и перенесена в искусство со всем своим настоящим и прошлым без всяких поправок и изменений. Она изображала сама себя в своем естественном, порнографическом виде, даже аксессуары и типа одежда на ней те же, в которых она снималась в порнухе. В писсуаре Дюшан тоже ведь ничего не менял, да не смутит Чиччолину это сравнение – об искусстве же говорим. Он его только подписал. Кунс же вместо подписи прилег рядом с реди-мейдом.


Из серии «Made in Heaven»

И еще. Представив порнографию в таком китчевом, с одной стороны, и высоком, с другой, виде, Кунс легитимизировал ее. Раз ее показывают в музее, раз она так похожа на слоников-кошечек, чего ее стыдиться. И это гуманно – все равно же ее покупают, смотрят и ищут в интернете. Легитимизация порнографии – это примирение человека со своим телом, о чем так заботится Кунс.


Из серии «Кама-Сутра»

Последняя серия, которую Кунс делает до сих пор – «Празднование». Началась она с этого 13-метрового объекта.


Щенок

Но более характерны для нее такие вот вещи.

Дикий кролик

Огромные, блестящие, стальные имитации дешевых детских игрушек, быстро скрученных из надувной кишки. Тоже внутри пустые. Их часто устанавливают в качестве городской скульптуры, что отсылает к работам Ольденбурга вроде памятника бельевой прищепке. Стоят бешеных денег. Гладкие, одноцветные, глазу зацепиться не за что. Отвратительные работы.


Воздушный шар-цветок

А если подумать? Помимо всех игр с контекстом и монументальностью тут есть еще одно, очень весомое достоинство. Кунс предельно убедительно утверждает ценности детства. И своего, и всех других. Да, эти работы настолько же банальны и массовы, как и китч, как и порнография. При их лапидарности они являют собой прямо-таки архетипы банального. Но «цель искусства — устранение тревоги» - это девиз Кунса. А что может лучше и качественнее устранить тревогу, как не инфантилизм, китч и порнография, при всем неоднозначном восприятии последней? Все это формы эскапизма, ухода от действительности в пространства, где нет конфликтов, напряжения, страхов и где желания реализуются. Напомню, что Кунс действует в рамках мифологии массового сознания. И над ним же иронизирует.


Висящее сердце

Для создания всей этой художественной продукции Кунс создал, по типу уорхоловской «Фабрики», корпорацию Jeff Koons LLC. Сейчас в ней работает 135 человек. Создание произведения происходит так. Кунс делает эскиз на компьютере, потом его сотрудники подбирают материал и цвета. Кунс все это утверждает, и тогда другие сотрудники воплощают шедевр в натуре. Производство, в общем. Некоторые работы, в частности, из серии «Празднества», поступают в тираж – тоже напоминание об Уорхоле. Не надо вот только говорить о том, что Кунс всего лишь его повторяет. Даже Уорхол не поднимался до тех высот банальности, которые с легкостью покорил Кунс. И уж, конечно, тому в голову не приходила гениальная идея соединить китч с порнографией.

Последнее время Кунс на вопрос: «каковы ваши дальнейшие творческие планы» - вопрос столь же банальный и пошлый, как и духовно-материальные источники его творчества – рассказывает о 48-метровом кране, на котором будет подвешена модель паровоза. Стоить это удовольствие будет 25 млн долларов, и это будет самое дорогое в смысле себестоимости произведение в истории искусств. Какой смысл в нем будет заложен – пока неизвестно. Еще Кунс рассказывает о будущей серии «Античность»: «Это будут скульптуры из мрамора, олицетворяющие весну и фертильность». Опять, наверное, какая-нибудь порнуха получится – опыт-то у Кунса есть. И в смысле порнухи, и в смысле работы с мрамором.


Буржуазный бюст

 

Бонус

 

Одна из первых широко известных работ Кунса.


Три мяча 50/50 Бак

Тут речь идет об иронии над обществом потребления. При этом Кунс выразился довольно загадочно: «Пылесосы, — это девственницы. Их девственность определяется тем, что эти пылесосы никто никогда не включал. На них интригующе указано: «мокрый» и «сухой»».


Новый пылесос для конвертируемых ценных бумаг

Глянец такой.


Голубой бриллиант

 

* На самом деле ничего удивительного в том, что Кличко-младший знает о Кунсе, нет – Владимир не посторонний в современном искусстве. Он был куратором украинского павильона на Венецианской биеннале-2009. Еще он коллекционирует искусство и, помимо абстракций социально близкого ему Сильвестра Сталлоне, имеет как минимум работы Олега Тистола – виднейшего представителя украинского трансавангарда или украинского необарокко. В общем, не из анекдота человек – было у мужика два сына, один – умный, а второй – спортсмен.

** Это заметно хотя бы по количеству постов с котиками-песиками в социальных сетях.

*** Кунс так высказался об этой серии: «Что нужно, чтобы избавиться от чувства вины и стыда? В каждом мужчине и женщине существуют Адам и Ева. И эти роли я сыграл вместе со своей женой Илоной».

**** Обвинять Кунса в эксплуатации и издевательстве над несчастной, отверженной обществом женщиной не стоит. Кунс утверждает, что это была настоящая любовь. Потом, он же не обманывал Чиччолину относительно проекта. А брак их вскоре распался, последовали почти 20 лет судов, в результате чего сын, появившийся от этой многократно зафиксированной искусством любви, навсегда лишен отца.

 

Автор: Вадим Кругликов

50 самых креативных рекламных постеров 238 миллионов причин серьезно относиться к работе бренда в интернете
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.