03 Октября 2011 | 18:06

Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо

«Знаю я этого Пикассо, это типа гений какой-то». Дядя Виталик, сосед

image

Говорить о том, что у художника Пикассо столько же лиц, сколько и имен – банальность. Тем не менее я эту банальность произнесу. Банальность, вообще – это же все равно истина, просто уставшая от долгого употребления, как правильно сказал кто-то. Должен сразу предупредить, что весь этот текст будет состоять как раз из банальностей – про Пикассо столько сказано, что не впасть в повторение практически невозможно. Можно, конечно, интеллигентно назвать набор банальностей компиляцией, но я – честен и этого не сделаю. Так что читайте набор.

Банальность №1. Пикассо так же изменчив и многолик, как и весь ХХ век

ХХ век даже в Европе начинался с вполне средневекового уклада, хорошо сохранившегося во многих странах, преимущественно, конечно, в сельских районах. Телефон, автомобиль, аэроплан – все это были фантастические, вселяющие восторг и ужас новинки. А закончился ХХ век... ну, не знаю... многим закончился таким, о чем в его начале никто даже не мечтал. Ну, интернетом, хотя бы. В этом смысле, смысле развития цивилизации, его называют веком атома, веком космоса, веком электроники и многими другими веками. Если зайти к ХХ веку с других сторон, то он окажется веком революций, веком тоталитаризма, веком мировых войн, веком геноцида. И, вместе с тем, разве нельзя его назвать веком великих надежд, веком свободы, веком громадных перемен к лучшему? Ко всему этому нужно добавить еще немыслимую скорость всех этих изменений.


Ольга Хохлова

Пикассо – такой же. Голубой, розовый, кубистический, африканский, неоклассический, сюрреалистический – это все периоды творчества Пикассо. Причем, только основные. Сменяли они друг друга быстро. И какой из них, скажем так, настоящий пикассовский – неизвестно. Они все – настоящие пикассовские, точно так же, как и любая из приведенных характеристик ХХ века – настоящая.


Банальность №2. Пикассо - самый великий художник ХХ века

В прошлом, по-моему, году газета The Times составила рейтинг 200 самых лучших художников, которые жили в период с начала XX века до наших дней. Первое место занял Пикассо.

Так же недавно в Англии были опрошены более 500 самых влиятельных людей в мире британского искусства – художники, дилеры, критики, хранители музеев и владельцы художественных галерей – с целью определить самые принципиальные произведения ХХ века. Первым оказались «Авиньонские девицы» (я писал о них в тексте о кубизме), четвертым – «Герника».


Герника

О «Гернике». Небольшой баскский городок Герника был разбомлен нацистской авиацией во время испанской гражданской войны. Явление это было новое – дело происходило в 30-х годах, еще не было ни Сталинграда, ни Хиросимы, ни Дрездена, поэтому оно потрясло Пикассо жестокостью, о чем он и поведал в своей работе. Она стала широко известна. После оккупации Франции один немецкий генерал посетил мастерскую Пикассо и увидел там «Гернику». «Так это вы сделали?», - с уважением спросил он у Пикассо. «Нет, это сделали вы», - ответил тот.

Конечно, «самый лучший художник» и «самое главное произведение» - очень относительные категории, но тенденцию и уровень они показывают. Так же, как и стоимость картин, а Пикассо – самый дорогой художник ХХ века.

Теперь о других признаках величия. Пикассо стоял у истоков двух важнейших течений авангардизма – кубизма и сюрреализма. Там, где он у истоков не стоял, он все равно оказывал колоссальное влияние.


Голова быка

Эта работа была сделана так. Пикассо нашел на помойке велосипедные руль и сиденье, соединил их и отлил в бронзе. Это было сделано в 1942 году, лет за 15 до подобных работ Джаспера Джонса в поп-арте. Вообще, Андре Бретон как-то сказал: «Там, где прошел Пикассо, делать нечего». А Бретон был человеком амбициозным, так что это свидетельство дорогого стоит.

Можно сказать, что Пикассо работал во всех главных направлениях авангардизма. Кроме абстракционизма - Пикассо был слишком привязан к реальности и этого направления не признавал. Что ж, мог себе позволить. Причем, такая широта отнюдь не свидетельствует о банальном желании быть в модном тренде и идти в ногу со временем. Это Пикассо всегда формировал искусство вокруг себя, но никак не наоборот. И он всегда узнаваем, независимо от направления. Две работы, приведенные ниже, совершенно разные, но авторство сомнений не вызывает.

Женщины, бегущие по пляжу. 1922 год


Портрет Доры Маар. 1937 год

И еще о величии. Пикассо сделал несколько десятков тысяч работ и в совершенно разных жанрах: в живописи, в скульптуре, в прикладном искусстве, в театрально-декорационном искусстве. А еще он писал стихи.

Банальность №3. Пикассо – испанский художник

В этом случае – ПикАссо. Я произношу именно так. Испанскость Пикассо видна в темпераменте его работ – он иногда просто дикий. Пикассо с испанской жестокостью подвергал красоту мира испытанию – а если ее вот так искорежить, она останется? А еще немного? А еще? Красота всегда выживала. В его работах, во всяком случае. Пикассо как-то сказал: «В детстве я рисовал, как Рафаэль, и всю жизнь стремился рисовать как дети». Дети ведь тоже жестокие экспериментаторы.


Женщина, сидящая в кресле

Пикассо и в жизни-то бушевал, когда, например, он, еще малоизвестный, стрелял из ружья в дилеров, пришедших к нему в мастерскую утром, после того, как он всю ночь работал и в данное время суток спал.

Банальность №4. Пикассо – французский художник

Французкая аналитичность и ясность высказывания прекрасно видна в кубизме Пикассо. А еще он делал такие штуки – брал работу старого мастера и переписывал ее по-своему.


Веласкес. Менины


Пикассо. Менины

В этом тоже есть что-то французское, что-то естественно-научное – посмотреть, что получится.

Банальность №5. Без названия

Пикассо был настолько могуч и велик, что даже смог расположить к себе советскую власть, на дух не переносившую никакого авангардизма. И дело тут не только в том, что он нарисовал голубя мира – которого сам он никогда не любил – и состоял во Французской компартии. Его просто невозможно было игнорировать, и она, советская власть, решила, что пусть он лучше будет нашим, чем врагом. Хотя самому Пикассо от этого было никак – он всегда был сам по себе.

 

Автор: Вадим Кругликов

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Nectarin №1 Digital Index 2020
2 Media Instinct №1 Медиабаинг 2019
3 OMD Optimum Media №1 Медиабаинг 2018
–ейтинг@Mail.ru