Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо


Галерея | 03 Октября 2011 | 2

Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо
«Знаю я этого Пикассо, это типа гений какой-то». Дядя Виталик, сосед

Говорить о том, что у художника Пикассо столько же лиц, сколько и имен – банальность. Тем не менее я эту банальность произнесу. Банальность, вообще – это же все равно истина, просто уставшая от долгого употребления, как правильно сказал кто-то. Должен сразу предупредить, что весь этот текст будет состоять как раз из банальностей – про Пикассо столько сказано, что не впасть в повторение практически невозможно. Можно, конечно, интеллигентно назвать набор банальностей компиляцией, но я – честен и этого не сделаю. Так что читайте набор.

Банальность №1. Пикассо так же изменчив и многолик, как и весь ХХ век

ХХ век даже в Европе начинался с вполне средневекового уклада, хорошо сохранившегося во многих странах, преимущественно, конечно, в сельских районах. Телефон, автомобиль, аэроплан – все это были фантастические, вселяющие восторг и ужас новинки. А закончился ХХ век... ну, не знаю... многим закончился таким, о чем в его начале никто даже не мечтал. Ну, интернетом, хотя бы. В этом смысле, смысле развития цивилизации, его называют веком атома, веком космоса, веком электроники и многими другими веками. Если зайти к ХХ веку с других сторон, то он окажется веком революций, веком тоталитаризма, веком мировых войн, веком геноцида. И, вместе с тем, разве нельзя его назвать веком великих надежд, веком свободы, веком громадных перемен к лучшему? Ко всему этому нужно добавить еще немыслимую скорость всех этих изменений.

Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо
Ольга Хохлова

Пикассо – такой же. Голубой, розовый, кубистический, африканский, неоклассический, сюрреалистический – это все периоды творчества Пикассо. Причем, только основные. Сменяли они друг друга быстро. И какой из них, скажем так, настоящий пикассовский – неизвестно. Они все – настоящие пикассовские, точно так же, как и любая из приведенных характеристик ХХ века – настоящая.

Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо
Банальность №2. Пикассо - самый великий художник ХХ века

В прошлом, по-моему, году газета The Times составила рейтинг 200 самых лучших художников, которые жили в период с начала XX века до наших дней. Первое место занял Пикассо.

Так же недавно в Англии были опрошены более 500 самых влиятельных людей в мире британского искусства – художники, дилеры, критики, хранители музеев и владельцы художественных галерей – с целью определить самые принципиальные произведения ХХ века. Первым оказались «Авиньонские девицы» (я писал о них в тексте о кубизме), четвертым – «Герника».

Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо
Герника

О «Гернике». Небольшой баскский городок Герника был разбомлен нацистской авиацией во время испанской гражданской войны. Явление это было новое – дело происходило в 30-х годах, еще не было ни Сталинграда, ни Хиросимы, ни Дрездена, поэтому оно потрясло Пикассо жестокостью, о чем он и поведал в своей работе. Она стала широко известна. После оккупации Франции один немецкий генерал посетил мастерскую Пикассо и увидел там «Гернику». «Так это вы сделали?», - с уважением спросил он у Пикассо. «Нет, это сделали вы», - ответил тот.

Конечно, «самый лучший художник» и «самое главное произведение» - очень относительные категории, но тенденцию и уровень они показывают. Так же, как и стоимость картин, а Пикассо – самый дорогой художник ХХ века.

Теперь о других признаках величия. Пикассо стоял у истоков двух важнейших течений авангардизма – кубизма и сюрреализма. Там, где он у истоков не стоял, он все равно оказывал колоссальное влияние.

Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо
Голова быка

Эта работа была сделана так. Пикассо нашел на помойке велосипедные руль и сиденье, соединил их и отлил в бронзе. Это было сделано в 1942 году, лет за 15 до подобных работ Джаспера Джонса в поп-арте. Вообще, Андре Бретон как-то сказал: «Там, где прошел Пикассо, делать нечего». А Бретон был человеком амбициозным, так что это свидетельство дорогого стоит.

Можно сказать, что Пикассо работал во всех главных направлениях авангардизма. Кроме абстракционизма - Пикассо был слишком привязан к реальности и этого направления не признавал. Что ж, мог себе позволить. Причем, такая широта отнюдь не свидетельствует о банальном желании быть в модном тренде и идти в ногу со временем. Это Пикассо всегда формировал искусство вокруг себя, но никак не наоборот. И он всегда узнаваем, независимо от направления. Две работы, приведенные ниже, совершенно разные, но авторство сомнений не вызывает.
Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо
Женщины, бегущие по пляжу. 1922 год

Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо
Портрет Доры Маар. 1937 год

И еще о величии. Пикассо сделал несколько десятков тысяч работ и в совершенно разных жанрах: в живописи, в скульптуре, в прикладном искусстве, в театрально-декорационном искусстве. А еще он писал стихи.

Банальность №3. Пикассо – испанский художник

В этом случае – ПикАссо. Я произношу именно так. Испанскость Пикассо видна в темпераменте его работ – он иногда просто дикий. Пикассо с испанской жестокостью подвергал красоту мира испытанию – а если ее вот так искорежить, она останется? А еще немного? А еще? Красота всегда выживала. В его работах, во всяком случае. Пикассо как-то сказал: «В детстве я рисовал, как Рафаэль, и всю жизнь стремился рисовать как дети». Дети ведь тоже жестокие экспериментаторы.

Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо
Женщина, сидящая в кресле

Пикассо и в жизни-то бушевал, когда, например, он, еще малоизвестный, стрелял из ружья в дилеров, пришедших к нему в мастерскую утром, после того, как он всю ночь работал и в данное время суток спал.

Банальность №4. Пикассо – французский художник

Французкая аналитичность и ясность высказывания прекрасно видна в кубизме Пикассо. А еще он делал такие штуки – брал работу старого мастера и переписывал ее по-своему.

Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо
Веласкес. Менины

Пикассо. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо
Пикассо. Менины

В этом тоже есть что-то французское, что-то естественно-научное – посмотреть, что получится.

Банальность №5. Без названия

Пикассо был настолько могуч и велик, что даже смог расположить к себе советскую власть, на дух не переносившую никакого авангардизма. И дело тут не только в том, что он нарисовал голубя мира – которого сам он никогда не любил – и состоял во Французской компартии. Его просто невозможно было игнорировать, и она, советская власть, решила, что пусть он лучше будет нашим, чем врагом. Хотя самому Пикассо от этого было никак – он всегда был сам по себе.

 

Автор: Вадим Кругликов

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Anonymous | 13.10.2011, 18:25
Смотри-ка, а Пикассо-то рисовать умел оказывается... не знал.
Сергей Лушников (Гость) | 19.10.2013, 23:54
ОН ОСЛЕПИТЕЛЕН, с чистыми, матовыми боками соавторства с одним немецким генералом. Затмит его только второе пришествие мастера Леонардо, или еще что-нибудь...

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама