25 Апреля 2011 | 11:47

Анемичное современное искусство из Нью-Йорка. Заметки с выставки в Центре современной культуры «Гараж»

Работы, представленные на открывшейся 23 апреля выставке New York Minute, показали почти полную победу дизайна, рукоделия и немотивированного формотворчества над смыслами, идеями и концепциями

image

По поводу названия выставки. Знаменитый американский телеведущий Джонни Карсон так описал идиоматическое выражение «нью-йоркская минута» («a New York minute») – это интервал между моментом, когда загорается зеленый свет, и моментом, когда сзади тебе начинают сигналить.

То есть устроители хотели подчеркнуть остро-динамическую актуальность момента. Этот же пафос несущегося, быстро обновляющегося города выражен и в эмблеме выставки - безумных часах, нарисованных одним из участников, художником Крисом Йохансоном.

Куратор проекта, Кэти Грейсон, бывший директор продвинутой нью-йоркской галереи «Дейч Прожект», собрала 50 художников, работающих в Нью-Йорке и его окрестностях, и пообещала на их примере показать три главных тренда американского актуального искусства.

Уличный панк

1. Наиболее внятная работа в этой секции – «План ликвидации» Спенсера Суини.

По замыслу художника, его арт-объект должен дискредитировать полицейскую службу Нью-Йорка, о которой, кстати, мы тут в России слышали немало хорошего. Тем более что нам есть с чем сравнивать. В общем, Суини, который еще и владелец ночного клуба, перевернул и подвесил к потолку у себя в дискотечном зале патрульную полицейскую машину с мигалкой.

У нас похожая акция недавно была проделана группой «Война», перевернувшей машины ДПС в Петербурге. Не знаю, насколько уж там плоха американская полиция, но точно известно, что у нас за такое художественное высказывание, как у Суини, людей отдают под суд.

2. Оказывается, американских художников почему-то сильно волнуют полицейские машины. Вот и работа Нейта Лоумана – надгробный памятник, сделанный из уцелевшей части машины-эвакуатора, принадлежавшей опять же Департаменту полиции Нью-Йорка.

Автомобиль разбился в ущелье и был похоронен на свалке, но этот фрагмент избежал чистилища и приехал в Москву под видом реди-мейда.

3. Патрик Гриффин хоть и помещен со своей работой NO в раздел панка, но для панка он слишком уж правильный. 

То есть значки-то он взял и вправду панковские, но все они перечеркнуты. Вот, например, Sex Pistols - британская рок-группа, наиболее полно воплотившая субкультуру панка - выходила на сцену с неперечеркнутой свастикой. И не потому, что они были фашистами, а с одной лишь, чисто панковской, целью - вызвать к себе ненависть.

4. Арт-объект Бенкса Вайолета «Горящий стул» сделан для выставки в норвежском городе Бергене, где было совершено несколько поджогов старинных деревянных церквей, в которых обвинялись банды металлистов.

Этот обычный школьный стул все время горит, но не сгорает. В отличие от уникальных, но очень уязвимых деревянных церквей. Жаль, что так лапидарно и абсолютно открыто подведен газовый шланг, из-за чего «неопалимая купина» выглядит халтурно.

5. Концептуальный художник, трикстер и бунтарь Теренс Кох - настолько загадочный, что дата его рождения никому не известна – преемник великих традиций Дюшана и Уорхола. В Москву он привез монохромную красную скульптуру «Жанг Зи Будда летит на Землю», сделанную из гипса, глины, дерева, эмали, пчелиного воска, помады Chanel и собственной крови. Этакая смесь панка, гламура и сакральности.

Сразу вспомнилось, что Виктор Мизин из наших «Синих носов», тоже использовал свою кровь - писал автопортрет, качая ее насосом прямо из вены.

Кох – гремучая смесь нашего Бренера, Кулика и Германа Виноградова – привязан к искусству душой и телом. Он ходил обнаженным по морозу, доводил себя до предсмертных видений и покрывал свое тело ядовитыми муравьями.

6. Еще один артефакт честного телесного проживания творчества – триптих Кембры Пфалер, созданный с помощью ее задницы, намазанной водной краской. Работы, однако, называются «Гражданская война», «Америка USA, тендер» и «Зимняя коллекция».

Надо сказать, что мысль эта не новая. Был Ив Кляйн, который в 1960 году рисовал покрытыми синей краской телами натурщиц. И была так называемая живопись действия, когда краска просто разливалась или разбрызгивалась, как у Джексона Поллока. Правда, Кляйн признавался, что он не хотел бы, чтобы его телом рисовали, а Кембра по-честному делает именно это.

7. Группа assume vivid astro focus (avaf) представила круговой павильон, оклеенный изнутри обоями, на которых изображены трансвеститы, акробаты, взрывы, граффити и пр. В мире avaf трансы считаются священными богинями перемен, а скульптуры небесных танцоров, парящие в центре павильона – монументами гейской гордости и толерантности.

8. Очень известный художник Барри МакГи, в прошлом одна из заметных фигур граффити-сцены Сан-Франциско, действовавший под ником Twist, был одним из первых, кто начал рисовать непосредственно на стенах галерей, имитируя уличную среду. На этой выставке Барри представил стену, расписанную в самом крутом стиле американских граффити. На ней изображены лучшие тэги лучших тэгеров современности.

На смежной стене его фирменный геометрический принт.

Буйная фигуративность

Основа эстетики этого тренда - красочность и поп-китч-вульгарность.

1. Группа Dearraindrop привезла свою поп-барочную работу, напоминающую о джанк-культуре. Она состоит, во-первых, из картины «Поп-мутация», изображающей Майкла Джексона и персонажа фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин», фланкированных двумя башнями из спрессованных игрушек.

И во-вторых, из точно таких же, но уже реальных, а не нарисованных башен.

2. Изысканно-жеманный полутрупак, наподобие Франкенштейна, смотрит с картины Франсин Шпигель.

3. Элисон Шульник в своих пастозно-кондитерских, почти скульптурных картинах изображает разных злобных гномов и троллей.

4. Психоделическая работа Майкла Уильямса «Пазл» растет из сюрреализма и наивного искусства.

Пропорции в картине сдвинуты, перспектива нарушена, в одном пространстве смешаны реальные предметы и геометрические фигуры – короче, налицо все признаки измененного сознания.

Кстати, смешать сюрреализм с наивом придумал отнюдь не Уильямс. Анри Руссо, по прозвищу «таможенник» делал это еще в начале 20 века.

5. На работе Джима Дрейна «Брюзга» мысль останавливается. То ли это просто кружок «Умелые руки», то ли мы чего-то не понимаем в этой жизни.

6. Самый трогательный художник в этом разделе – Тейлор Маккименс, всю жизнь ностальгирующий в своих картинах по американской глубинке, откуда он родом, и рисующий этот провинциальный упадок и запустение, удачно соединяя при этом отталкивающее и жалобно-нежное.

Новая абстракция

В этом направлении работают два самых ярких на этой выставке художника – Дэн Колен и Эндрю Куо.

1. Три работы Дэна Колена написаны хорошо пережеванной разноцветной жвачкой – если подойти поближе, от нее до сих пор пахнет фруктовыми ароматизаторами.

Чисто графически эти картины напоминают одного из главных американских художников 20 века, героя абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока. Позволить себе жвачные аллюзии на подобную икону – это с одной стороны покушение. Но с другой - карнавальное очищение от музейной патины. Опять же приятно, что в выборе материала слышится игровое перекодирование героического абстрактного экспрессионизма в как бы радостно-туповатый поп-арт.

2. Произведения Эндрю Куо – одно из самых тонких и ироничных персонажных высказываний на этой выставке. Высказывание это сделано как бы от лица некоего тупого, но очень педантичного персонажа, который все самые незначительные события из хаоса своей повседневной жизни упорядочивает с помощью графиков, диаграмм и прочих совершенно не подходящих к этому вещей.

На выставке представлены три работы Куо.

Мысли Эндрю, в то время как он приподнимает и рассматривает свою отмороженную ступню.

Мысли Эндрю, которые необходимо удалить из его ментального ряда.

И рассыпавшиеся столбики диаграммы «Чего я боюсь в путешествии».

Условные обозначения страхов Эндрю: остаться одному – розовый; быть далеко от дома, когда случится что-то плохое – голубой; впасть в тоску – зеленый; потеряться – пурпурный; потерять кошелек – желтый; авиакатастрофа – серый; потерять очки – оранжевый; потерять все деньги – темно-синий.

Вовне

Как известно, всякая систематизация слегка прихрамывает. Так и тут – за пределами трех трендов на этой выставке остались, по меньшей мере, две достойные работы.

1. «Моя жизнь на футболках» Аарона Бондарофф. По форме это new media, а по сути – новая религия, или жизнеописание в клеймах. Только Аарон в этом житии описывает, как он восходит не к Богу, а из своего родного Бруклина на Манхэттен.

У этой библии есть обложка.

И страницы.

2. Последняя работа, достойная, на наш взгляд, быть упомянутой в нашем обзоре – скульптура из мрамора и бронзы «Памятник моде» Эвана Грузиса.

Манекен с лысой головой и заметными швами в местах сочленений – прекрасный символ моды, гордо демонстрирующий, что королева на самом деле голая.

 

Автор: Галина Данилова

Автор:

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.