Финская дверь в интернет


Аналитика | 18 Декабря 2007

Финская дверь в интернет
Nokia в ближайшие годы планирует занять ведущие позиции в мировом интернет-бизнесе

Крупнейший производитель мобильных телефонов — финская Nokia — в ближайшие годы планирует занять ведущие позиции в мировом интернет-бизнесе, угрожая таким гигантам, как Apple, MySpace и Google. В этом компании помогут конвергенция телефонов и компьютеров, инициатива по бесплатному скачиванию музыки для покупателей смартфонов и проект интернет-портала Ovi

На прошедшем в Амстердаме ежегодном форуме Nokia World финская компания заявила о двух новых амбициозных проектах. В партнерстве с Universal, одним из четырех ведущих рекорд-лейблов (EMI, Sony BMG, Universal, Warner), Nokia в грядущем году предоставит покупателям своих новых смартфонов возможность в течение года бесплатно скачивать любые композиции из музыкального каталога Universal (в будущем — и других мейджоров). Композиции, хоть и будут защищены от копирования, по истечении года не исчезнут и не заблокируются, а останутся в собственности пользователей.

«Мы попытались реализовать то, о чем наши покупатели давно мечтали: сделать так, чтобы вся музыка была доступна для бесплатной закачки на телефоны и компьютеры, — заявил Ансси Ваньйоки, исполнительный вице-президент компании и глава подразделения мультимедиа. — Теперь, даже если вы будете слушать музыку 24 часа в сутки и семь дней в неделю, вы все равно успеете прикоснуться лишь к малой толике того, что мы сделаем доступным», — добавил он, имея в виду каталог Universal из более чем 1 млн композиций.

Второй проект Nokia — интернет-портал Ovi (по-фински «дверь»), который будет запущен в 2008 году. Новый портал будет не только предлагать собственные сервисы Nokia — блоги, размещение фото, карты, музыкальный магазин, но также будет полностью интегрирован с «умными» трубками компании и тесно связан с наиболее популярными сегодня интернет-сервисами — от поисковика Google до фотохостинга Flickr и социальной сети Facebook. Концепция сайта, который финны называют «доской инструментов для персональной цифровой жизни», предполагает, что Ovi станет дверью в интернет-пространство для всех владельцев трубок Nokia. Сегодня небольшое приложение Nokia Life Blog, которым оснащены нокиевские смартфоны, работает как своеобразный органайзер всех мультимедиа-файлов — фото, музыки, видео, которые хранятся на телефоне. Вместе с Ovi, обещают финны, у пользователя появится возможность отправлять мультимедиа-файлы с трубок сразу в интернет, общаться с друзьями в мировой сети и участвовать в социальных сетях, используя для этого контакты из телефонной книги, покупать музыку и пользоваться картами.

«Стоит финнам привлечь к этим сервисам лишь малую часть из миллиардов своих потенциальных покупателей, операторам, поставщикам трубок и многим интернет-игрокам придется сильно попотеть, чтобы достичь сравнимых высот», — уверен Майк Грант из аналитической компании Analysys.

План Калласвуо

 Цель всех этих проектов, как заявил на открытии форума президент Nokia Олли-Пекка Калласвуо, стать номером один в мире мобильного интернета и поучаствовать в разделе 100 млрд евро, каковые, по прогнозу компании, будут приносить интернет-сервисы к 2010 году.

Между тем заявленные инициативы — закономерный итог тех наблюдений за тенденциями мобильного мира, которые Nokia проводила последние годы. Эти наблюдения, которыми компания поделилась на форуме в Амстердаме, отчетливо показывают, откуда берет корни новая стратегия. Так, согласно последнему исследованию Nokia, владельцы ее смартфонов тратят непосредственно на разговоры лишь 12% времени пользования телефоном. На взаимодействие с музыкальными файлами уходит уже 16% этого времени и еще 8% — на браузинг в интернете. Несмотря на то что многие из смартфонов оборудованы Wi-Fi, а технология эта бурно развивается по всему миру, 54% трафика мобильных приложений проходят все равно по сотовым сетям 3G. И наконец, самое главное: 52% всего мобильного трафика генерируют отнюдь не специальные мобильные приложения, а обычный браузинг в интернете.

Чувствуя, видимо, что пользователи «умных» мобильных трубок хотят уже не столько звонить, сколько путешествовать по интернету, Nokia давно начала собирать под своей крышей перспективные интернет-проекты, не стесняя себя в тратах. В 2006 году за 60 млн долларов финны купили музыкальный интернет-магазин Loudeye. В том же году Nokia приобрела небольшую немецкую компанию Gate5, которая разрабатывала приложения для навигации на мобильных телефонах. Следующей покупкой финнов стала американская Enpocket, ведущий мировой игрок рынка мобильной рекламы. Цена сделки осталась неизвестной, но другие игроки того же рынка обходились покупателям в сотни миллионов: например, m-Qube, разработчик приложений для мобильной рекламы, стоил VeriSign 250 млн долларов. В 2007−м покупки оказались еще дороже.

Сначала Nokia за 90–100 млн (по оценкам Wall Street Journal) купила фотовидеомузыкальный портал Twango, созданный бывшими сотрудниками Microsoft. Прелесть Twango заключалась в том, что мультимедиафайлы пользователи могли размещать на нем не только с компьютеров, но и с любых мобильных телефонов — через MMS или электронную почту. Следующая покупка Nokia оказалась и вовсе грандиозной: финны приобрели за 8,1 млрд долларов Navteq, крупнейшего мирового разработчика и поставщика карт 69 разных стран — как для гигантов ИТ-бизнеса вроде Yahoo, Google, Oracle и Microsoft, так и для правительств различных государств. Наконец, видимо, последняя в этом году сделка, объявленная финнами, — приобретение еще одной американской компании, Avvenue, за несколько десятков миллионов долларов. Благодаря технологиям Avvenue владелец КПК либо коммуникатора по сотовой сети может получать доступ к файлам своего домашнего или служебного ПК. И все это — в оптимальном формате и совершенно бесплатно.

Параллельно с покупками Nokia готовила к перестройке и свою внутреннюю структуру. Прежде компания работала так: одно подразделение занималось производством самых дешевых моделей сотовых телефонов, отдел Enterprise Solutions был сосредоточен на продуктах для бизнес-пользователей, а отдел мультимедиа контролировал выпуск телефонов с фотокамерами и музыкальными плеерами. Чтобы лучше соответствовать новым целям, Nokia начала перестраиваться по иному принципу. Подразделение Devices будет ответственным за производство всех трубок и гаджетов, Services & Software — за развитие и продвижение интернет-сервисов, а отдел Markets — за сеть сбыта, продажи и маркетинг.

Операторы сдают позиции

 Как отмечают в один голос аналитики, все эти перемены в жизни компании — явное свидетельство ее амбиций на новых рынках. Так, по оценкам IDC, рынок мобильной музыки в 2008 году составит 720 млн долларов, зато к 2011−му, прогнозирует Juniper Research, он вырастет до 14 млрд долларов. Рынок мобильной рекламы, на котором Nokia играет сегодня ведущую роль, составит в этом году лишь 500 млн долларов, но к 2010 году он, по меньшей мере, утроится, обещают аналитики из Strategy Analytics.

Между тем финны не скрывают, что плацдарм боевых действий для них — это не только мобильный интернет, но и территория традиционных игроков интернет-бизнеса. Музыкальный магазин Nokia Music Store и проект бесплатных музыкальных файлов для покупателей новых трубок — явная угроза Apple Стива Джобса, агрессивно вышедшей на рынок мобильных трубок со своим телефоном iPhone, привязанным к музыкальному порталу iTunes. Портал Ovi — проект, угрожающий социальным сетям и блоговым площадкам вроде Facebook и MySpace, которые активно развивают свои сервисы для мобильных телефонов. Наконец, тесная связь Ovi и мобильных трубок Nokia — серьезный вызов интернет-гиганту Google, объявившему о создании новой операционной системы для мобильных телефонов — Android, которую разработчики Google хотят тесно связать с интернет-сервисами своей компании.

Грядущая война с Apple заслуживает особого внимания. С одной стороны, продажи Nokia Music Store до последнего времени оставляли желать лучшего — поэтому Nokia требовалось найти что-то новое, революционное. С другой, понимая, что слишком сильные позиции Apple на рынке музыкальных онлайн-продаж не пойдут на пользу индустрии, в Universal решили подыграть конкуренту, поучаствовав в создании новой бизнес-модели. «Пользователи получат свободный доступ ко всей существующей музыке, заплатив за устройство, сервис или просто за доступ в интернет», — описывает эту модель Роб Веллс, один из руководителей Universal. Как стало известно «Эксперту», Nokia приплатит Universal за каждую трубку, бесплатно подключенную к музыкальному каталогу мейджора. Речь идет о нескольких сотнях миллионов долларов в год.

Но и это еще не все. Своей активностью в сфере интернета и медиа Nokia бросает вызов и сотовым операторам, своим прежним партнерам. Операторы по всему миру, субсидируя своим пользователям телефоны, частенько предпочитают не просто продавать их под своими брендами, но и «вшивать» в них только свои сервисы. Именно поэтому, например, в новом телефоне так мало мобильных игр: операторы просят поставщиков «зашивать» в трубки поменьше контента, чтобы пользователи покупали контент у них. Более того, многие операторы, находясь в постоянном поиске новых источников дохода, продолжают экспериментировать в медийном бизнесе.

Операторы строят свои социальные сети либо сотрудничают с существующими, например, с сетью MySpace, которая не так давно открыла свою мобильную версию. Операторы создают свои музыкальные интернет-магазины. Vodafone, например, осенью открыл в Великобритании MusicStation, где можно безлимитно скачивать на телефон более чем миллиона композиций всего за 1,99 фунта в неделю. Операторы вторгаются в сферу мобильной рекламы, пытаясь на ней зарабатывать или делая свои сервисы бесплатными за счет рекламной модели. Ищут себя в этой нише и такие гиганты, как Hutchison 3 и Vodafone. Так, генеральный директор последнего Арун Сарин назвал в интервью Times свою компанию «игроком рынка мобильной рекламы».

Судя по всему, операторы еще не осознали всей потенциальной опасности, которая грозит сразу с двух сторон. С одной стороны, развивая свои сети и предоставляя абонентам все более высокие скорости доступа к интернету, мобильные операторы превращаются в «трубу», которая может стать просто транспортом для мобильных сервисов таких компаний, как Google, Microsoft и MySpace. С другой — интегрируя трубки со своими интернет-порталами, поставщики телефонов могут не оставить операторам даже маленького кусочка контент-пирога.

Более того, они еще и претендуют на традиционные доходы операторов — от передачи данных и голоса. Apple, к примеру, выбирая среди операторов партнера по продаже iPhone, добилась того, что европейские операторы будет отчислять ей 10% своего дохода от пользователей этой трубки. А недавно руководитель британской Vodafone UK Ник Рид признался, что его компания в ближайшее время начнет развивать с вендорами трубок модель revenue-sharing, аналогичную той, которую выжала из операторов Apple.

Счет первых столкновений пока что не в пользу операторов. Так, летом этого года в прессу просочилась переписка Nokia с оператором Orange, руководители которого выразили негодование в связи с появлением в трубках доступа к Nokia Music Store. Они предложили компромисс: чтобы в одних версиях телефона был доступен сервис Nokia, а в других — музыкальный магазин самого оператора. Но финны ничего менять не стали. Удивительно, но уступает им и крупнейший мировой оператор (по доходам) — Vodafone. Он, по-видимому, и вовсе решил забросить свой музыкальный проект, согласившись сотрудничать с Nokia Music Store и Ovi. Мускул Nokia и здесь оказался крепче. Неудивительно, что с начала текущего года стоимость акций компании выросла почти в два раза, а рыночная капитализация перевалила за 150 млрд долларов.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама