Очень выгодная ностальгия


Аналитика | 21 Ноября 2007

Очень выгодная ностальгия
Успех социальной сети "Одноклассники"

В следующем году число зарегистрированных пользователей социальной сети «Одноклассники» приблизится к 8 млн человек. Впрочем, уже сегодня это один из наиболее успешных и коммерчески выгодных ресурсов

Число участников самой популярной российской социальной сети «Одноклассники» приближается к 6 млн человек. Это абсолютный рекорд для русскоязычного интернета. За полтора года существования — «Одноклассники.ru» были запущены в мае 2006 года — такого успеха не добивался ни один онлайновый проект. Даже в Живом журнале, популярнейшем блог-хостинге, который уже несколько лет тревожит умы интернет-аудитории, насчитывается всего около одного миллиона дневников.

Ресурс предназначен для поиска одноклассников, сокурсников и коллег по предыдущему месту работы и переписки с ними. Несмотря на простоту замысла, проект оказался коммерчески весьма эффективным. За последние четыре недели на сайт «Одноклассники.ru» зашли более 5,4 млн посетителей. По самым скромным оценкам, к ноябрю рекламные доходы вышли на уровень 500 тыс. долларов в месяц. Впрочем, некоторые игроки рынка уверены, что «Одноклассники.ru» уже зарабатывают столько за неделю.

Обогнали всех

 Сайт построен по тем же принципам, на которых основаны популярные социальные сети на Западе — Classmates.com, Passado.de и Mipasado.com, — но при этом он очень точно уловил настроения российской аудитории.

«“Одноклассники” — это интереснейший экспериментальный полигон. Они открывают для нас много нового о русском интернете и его пользователях, а также о потенциале социальных сетей. Существенное обстоятельство: “Одноклассники”, в отличие от аналогичного ресурса “ВКонтакте”, не являются идентичным клоном зарубежных прототипов до последней запятой. Это очень русский продукт, на сто процентов востребованный во всех половозрастных группах. Среди моих контактов в этом сервисе — иерусалимская мать-одиночка и гендиректор крупнейшего московского медиахолдинга. Что-то он такое нащупал в людях, как-то сумел объединить разнородные аудитории. И самое, наверное, главное — при пяти миллионах пользователей там до сих пор не понадобился механизм защиты от агрессии. Такого мировая практика не знает», — рассказывает Антон Носик из SUP Fabrik.

«“Одноклассники” не единственная социальная сеть, а один из целой серии подобных проектов. Лидерство же этого проекта определяется инвестициями в продвижение, правильным названием и ранним стартом. “Одноклассники” потратили на рекламу в системах контекстной рекламы “Яндекс.Директ” и “Бегун” на “Рамблере” значительно больше средств, чем аналогичные ресурсы. Например, ближайший конкурент “ВКонтакте” развивался как закрытая база данных, ориентированная исключительно на студентов, поэтому на начальном этапе они, возможно, искусственно сузили свою аудиторию», — объясняет директор лаборатории конвергенции факультета журналистики МГУ Иван Засурский.

Согласно рейтингу самых посещаемых ресурсов рунета Top.Mail.ru, в общем списке ресурсов «Одноклассники» занимают третье место по числу посетителей и второе — по числу хостов (уникальных IP-адресов, посетивших сайт) и хитов (загрузок страниц ресурса). В категории же «Отдых» «Одноклассники» однозначно лидируют.

Ежедневно больше 120 тыс. человек набирают в поисковиках («Яндекс», «Рамблер», Google и т. п.) слово «одноклассники», которое в несколько раз обогнало предыдущих лидеров поисковых запросов — «сонник» и «работа».

Только за один день 13 ноября на сайт зашло более 1,63 млн посетителей. Для сравнения: на том же Mail.ru, который занимает в общем списке ресурсов первое место, число посетителей за 13 ноября составило более 5 млн человек, а на «Рамблере», стоящем на второй позиции, — 2,61 млн человек. Статистика Живого журнала, который оказался лишь на девятой строчке рейтинга, выглядит по сравнению с «Одноклассниками» совсем скромно: 592 тыс. посетителей.

Самое большое число пользователей «Одноклассников» живет в России (почти 50% всех посетителей), за ними идут США (более 14%), Германия (9,3%), Швеция (8%) и Норвегия (4%). Остальные страны представлены лишь долями процента. Измерения, проведенные TNS Gallup за первые две недели октября, показали, что ежедневно на «Одноклассников» заходит 28% всей московской интернет-аудитории в возрасте от 12 до 54 лет. Москвичи составляют 60–70% общего дневного трафика ресурса. Усредненный пользователь — офисный служащий от 20 до 45 лет, который имеет хороший доход, много работает и мало успевает общаться в реальности.

Сколько стоит

Мажоритарная доля в проекте принадлежит основателю ресурса предпринимателю и бывшему программисту Альберту Попкову, его жене Ирине, а также неким акционерам из числа крупнейших инвесторов рунета, имен которых г-н Попков не раскрывает. В течение последних шести лет Попков работал директором по разработке в крупнейшей онлайновой справочной службе Англии — 192.com. До создания «Одноклассников» он занимался европейской социальной сетью Passado.

Отчасти секретность вызвана тем, что с тех пор, как посещаемость «Одноклассников» достигла рекордных цифр, вокруг проекта начались всевозможные спекуляции. Так, в начале октября газета «Коммерсантъ» опубликовала заметку о том, что крупнейший латвийский контент-провайдер Forticom, владеющий прибалтийской социальной сетью One, приобрел 30% «Одноклассников» — приблизительно за 10 млн долларов. Таким образом, ориентировочная стоимость проекта составила около 30 млн долларов.

Сам Альберт Попков факт совершения сделки «Эксперту» не подтвердил: «Мы действительно сотрудничаем с создателями аналогичных сервисов в Прибалтике с начала этого года, в первую очередь это касается технологического партнерства, и я надеюсь, что от этого выигрывают пользователи как в России, так и в Прибалтике. Если говорить о сделке в том виде, как ее описал “Коммерсантъ”, то ее никогда не было и не могло быть. Проект действительно требует инвестиций, не только технических, но и финансовых, и сейчас мы как раз ведем переговоры о финансировании на следующий год, поэтому на данный момент мы не можем давать более подробную информацию. Если вы хотите получить представление о примерной стоимости ресурса, ориентируйтесь на аналогичные зарубежные проекты».

Итак, о каких суммах может идти речь, если ориентироваться на западные аналоги? Недавно Microsoft купила за 240 млн долларов 1,6% акций американской социальной сети Facebook (более 50 млн пользователей, выручка за 2006 год — 100 млн долларов). Таким образом, весь портал был оценен в 15 млрд долларов. Исходя из расчетов по числу пользователей «Одноклассники» по самой верхней планке можно оценить в 1,5 млрд долларов, но надо учитывать, что Microsoft выложила столь крупную сумму за небольшой пакет Facebook, чтобы не пустить в этот проект конкурирующий Google.

Российские же инвесторы оценивают портал скромнее. Так, один крупный интернет-игрок, которому, по его словам, ранее поступало предложение войти в состав акционеров, рассказал «Эксперту», что речь шла о пакете чуть меньше блокирующего по цене порядка 6 млн долларов. Вообще предложение вступить в долю поступало от «Одноклассников» многим игрокам Рунета, но договориться с владельцами ресурса никто из них не смог, поскольку владельцы сайта не хотели пускать потенциальных партнеров ни в управление, ни в контроль бизнеса. Как бы то ни было, очевидно, что компания, вышедшая на уровень доходов 1–2 млн долларов в месяц и продолжающая быстро расти, стоить всего 30 млн долларов никак не может.

Полмиллиона одной рекламы

Сегодня рекламодатели «Одноклассников» — крупнейшие глобальные и российские корпорации (Nokia, Microsoft, Gilette, «Мегафон» и др.). Рекламные площади не будут предоставляться изготовителям табачной и алкогольной продукции, а также другим интернет-проектам, которые первыми отказались продавать рекламу «Одноклассникам», как, например, «Яндекс», «Мейл.ру» и РБК. Но и без них рекламы у «Одноклассников» хватает.

«На каждой странице “Одноклассников” висит пять рекламных модулей — один верхний горизонтальный баннер и четыре текстовых объявления Google AdSense. По данным Top.Mail.ru, в октябре сего года “Одноклассники” показали 1,9 миллиарда страниц. Это более чем двукратный рост по сравнению с сентябрем и шестикратный по сравнению с лучшими показателями за лето. В первую неделю ноября “Одноклассники” показали 473,5 миллиона страниц — втрое больше месячного показателя за апрель и в 13 раз больше, если сравнивать месяц с месяцем, — рассуждает Антон Носик. — Если бы “Одноклассники” вообще не продавали модульную рекламу, а ограничились бы двумя контекстными “партнерками” и продали бы свою площадь оптом, скажем, по одному доллару CPM (за тысячу показов), то и тогда они за первую неделю ноября заработали бы 547 тысяч долларов, а за месяц — 2,2 миллиона. Но я не могу себе представить, чтобы верхний баннер был продан компании Nissan дешевле чем за 15 долларов CPM. Вот и считайте».

Автор проекта Альберт Попков так оценивает перспективы ресурса: «Наш бизнес-план, который корректируется каждый квартал, рассчитан на три года. Я не могу разглашать конкретные цифры, но могу сказать, что если к концу следующего года мы выйдем на самоокупаемость, то это уже будет очень хорошо. Сейчас мы вложили несколько миллионов в одно только оборудование. У нас около сотни серверов, а у “Рамблера”, наверное, в пять раз больше, хотя трафик у наших ресурсов почти одинаковый. Нас очень любят сравнивать с аналогичными англоязычными ресурсами, например с Classmates.com, но мы никогда не пойдем по их модели. Они берут деньги за основные функции — отправку сообщений и поиск новых друзей. Добавить нового друга можно только через общего друга или заплатив деньги. Мы будем предоставлять за деньги только дополнительные сервисы».

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама