21 Ноября 2007 | 00:00

Очень выгодная ностальгия

Успех социальной сети "Одноклассники"

image

В следующем году число зарегистрированных пользователей социальной сети «Одноклассники» приблизится к 8 млн человек. Впрочем, уже сегодня это один из наиболее успешных и коммерчески выгодных ресурсов

Число участников самой популярной российской социальной сети «Одноклассники» приближается к 6 млн человек. Это абсолютный рекорд для русскоязычного интернета. За полтора года существования — «Одноклассники.ru» были запущены в мае 2006 года — такого успеха не добивался ни один онлайновый проект. Даже в Живом журнале, популярнейшем блог-хостинге, который уже несколько лет тревожит умы интернет-аудитории, насчитывается всего около одного миллиона дневников.

Ресурс предназначен для поиска одноклассников, сокурсников и коллег по предыдущему месту работы и переписки с ними. Несмотря на простоту замысла, проект оказался коммерчески весьма эффективным. За последние четыре недели на сайт «Одноклассники.ru» зашли более 5,4 млн посетителей. По самым скромным оценкам, к ноябрю рекламные доходы вышли на уровень 500 тыс. долларов в месяц. Впрочем, некоторые игроки рынка уверены, что «Одноклассники.ru» уже зарабатывают столько за неделю.

Обогнали всех

 Сайт построен по тем же принципам, на которых основаны популярные социальные сети на Западе — Classmates.com, Passado.de и Mipasado.com, — но при этом он очень точно уловил настроения российской аудитории.

«“Одноклассники” — это интереснейший экспериментальный полигон. Они открывают для нас много нового о русском интернете и его пользователях, а также о потенциале социальных сетей. Существенное обстоятельство: “Одноклассники”, в отличие от аналогичного ресурса “ВКонтакте”, не являются идентичным клоном зарубежных прототипов до последней запятой. Это очень русский продукт, на сто процентов востребованный во всех половозрастных группах. Среди моих контактов в этом сервисе — иерусалимская мать-одиночка и гендиректор крупнейшего московского медиахолдинга. Что-то он такое нащупал в людях, как-то сумел объединить разнородные аудитории. И самое, наверное, главное — при пяти миллионах пользователей там до сих пор не понадобился механизм защиты от агрессии. Такого мировая практика не знает», — рассказывает Антон Носик из SUP Fabrik.

«“Одноклассники” не единственная социальная сеть, а один из целой серии подобных проектов. Лидерство же этого проекта определяется инвестициями в продвижение, правильным названием и ранним стартом. “Одноклассники” потратили на рекламу в системах контекстной рекламы “Яндекс.Директ” и “Бегун” на “Рамблере” значительно больше средств, чем аналогичные ресурсы. Например, ближайший конкурент “ВКонтакте” развивался как закрытая база данных, ориентированная исключительно на студентов, поэтому на начальном этапе они, возможно, искусственно сузили свою аудиторию», — объясняет директор лаборатории конвергенции факультета журналистики МГУ Иван Засурский.

Согласно рейтингу самых посещаемых ресурсов рунета Top.Mail.ru, в общем списке ресурсов «Одноклассники» занимают третье место по числу посетителей и второе — по числу хостов (уникальных IP-адресов, посетивших сайт) и хитов (загрузок страниц ресурса). В категории же «Отдых» «Одноклассники» однозначно лидируют.

Ежедневно больше 120 тыс. человек набирают в поисковиках («Яндекс», «Рамблер», Google и т. п.) слово «одноклассники», которое в несколько раз обогнало предыдущих лидеров поисковых запросов — «сонник» и «работа».

Только за один день 13 ноября на сайт зашло более 1,63 млн посетителей. Для сравнения: на том же Mail.ru, который занимает в общем списке ресурсов первое место, число посетителей за 13 ноября составило более 5 млн человек, а на «Рамблере», стоящем на второй позиции, — 2,61 млн человек. Статистика Живого журнала, который оказался лишь на девятой строчке рейтинга, выглядит по сравнению с «Одноклассниками» совсем скромно: 592 тыс. посетителей.

Самое большое число пользователей «Одноклассников» живет в России (почти 50% всех посетителей), за ними идут США (более 14%), Германия (9,3%), Швеция (8%) и Норвегия (4%). Остальные страны представлены лишь долями процента. Измерения, проведенные TNS Gallup за первые две недели октября, показали, что ежедневно на «Одноклассников» заходит 28% всей московской интернет-аудитории в возрасте от 12 до 54 лет. Москвичи составляют 60–70% общего дневного трафика ресурса. Усредненный пользователь — офисный служащий от 20 до 45 лет, который имеет хороший доход, много работает и мало успевает общаться в реальности.

Сколько стоит

Мажоритарная доля в проекте принадлежит основателю ресурса предпринимателю и бывшему программисту Альберту Попкову, его жене Ирине, а также неким акционерам из числа крупнейших инвесторов рунета, имен которых г-н Попков не раскрывает. В течение последних шести лет Попков работал директором по разработке в крупнейшей онлайновой справочной службе Англии — 192.com. До создания «Одноклассников» он занимался европейской социальной сетью Passado.

Отчасти секретность вызвана тем, что с тех пор, как посещаемость «Одноклассников» достигла рекордных цифр, вокруг проекта начались всевозможные спекуляции. Так, в начале октября газета «Коммерсантъ» опубликовала заметку о том, что крупнейший латвийский контент-провайдер Forticom, владеющий прибалтийской социальной сетью One, приобрел 30% «Одноклассников» — приблизительно за 10 млн долларов. Таким образом, ориентировочная стоимость проекта составила около 30 млн долларов.

Сам Альберт Попков факт совершения сделки «Эксперту» не подтвердил: «Мы действительно сотрудничаем с создателями аналогичных сервисов в Прибалтике с начала этого года, в первую очередь это касается технологического партнерства, и я надеюсь, что от этого выигрывают пользователи как в России, так и в Прибалтике. Если говорить о сделке в том виде, как ее описал “Коммерсантъ”, то ее никогда не было и не могло быть. Проект действительно требует инвестиций, не только технических, но и финансовых, и сейчас мы как раз ведем переговоры о финансировании на следующий год, поэтому на данный момент мы не можем давать более подробную информацию. Если вы хотите получить представление о примерной стоимости ресурса, ориентируйтесь на аналогичные зарубежные проекты».

Итак, о каких суммах может идти речь, если ориентироваться на западные аналоги? Недавно Microsoft купила за 240 млн долларов 1,6% акций американской социальной сети Facebook (более 50 млн пользователей, выручка за 2006 год — 100 млн долларов). Таким образом, весь портал был оценен в 15 млрд долларов. Исходя из расчетов по числу пользователей «Одноклассники» по самой верхней планке можно оценить в 1,5 млрд долларов, но надо учитывать, что Microsoft выложила столь крупную сумму за небольшой пакет Facebook, чтобы не пустить в этот проект конкурирующий Google.

Российские же инвесторы оценивают портал скромнее. Так, один крупный интернет-игрок, которому, по его словам, ранее поступало предложение войти в состав акционеров, рассказал «Эксперту», что речь шла о пакете чуть меньше блокирующего по цене порядка 6 млн долларов. Вообще предложение вступить в долю поступало от «Одноклассников» многим игрокам Рунета, но договориться с владельцами ресурса никто из них не смог, поскольку владельцы сайта не хотели пускать потенциальных партнеров ни в управление, ни в контроль бизнеса. Как бы то ни было, очевидно, что компания, вышедшая на уровень доходов 1–2 млн долларов в месяц и продолжающая быстро расти, стоить всего 30 млн долларов никак не может.

Полмиллиона одной рекламы

Сегодня рекламодатели «Одноклассников» — крупнейшие глобальные и российские корпорации (Nokia, Microsoft, Gilette, «Мегафон» и др.). Рекламные площади не будут предоставляться изготовителям табачной и алкогольной продукции, а также другим интернет-проектам, которые первыми отказались продавать рекламу «Одноклассникам», как, например, «Яндекс», «Мейл.ру» и РБК. Но и без них рекламы у «Одноклассников» хватает.

«На каждой странице “Одноклассников” висит пять рекламных модулей — один верхний горизонтальный баннер и четыре текстовых объявления Google AdSense. По данным Top.Mail.ru, в октябре сего года “Одноклассники” показали 1,9 миллиарда страниц. Это более чем двукратный рост по сравнению с сентябрем и шестикратный по сравнению с лучшими показателями за лето. В первую неделю ноября “Одноклассники” показали 473,5 миллиона страниц — втрое больше месячного показателя за апрель и в 13 раз больше, если сравнивать месяц с месяцем, — рассуждает Антон Носик. — Если бы “Одноклассники” вообще не продавали модульную рекламу, а ограничились бы двумя контекстными “партнерками” и продали бы свою площадь оптом, скажем, по одному доллару CPM (за тысячу показов), то и тогда они за первую неделю ноября заработали бы 547 тысяч долларов, а за месяц — 2,2 миллиона. Но я не могу себе представить, чтобы верхний баннер был продан компании Nissan дешевле чем за 15 долларов CPM. Вот и считайте».

Автор проекта Альберт Попков так оценивает перспективы ресурса: «Наш бизнес-план, который корректируется каждый квартал, рассчитан на три года. Я не могу разглашать конкретные цифры, но могу сказать, что если к концу следующего года мы выйдем на самоокупаемость, то это уже будет очень хорошо. Сейчас мы вложили несколько миллионов в одно только оборудование. У нас около сотни серверов, а у “Рамблера”, наверное, в пять раз больше, хотя трафик у наших ресурсов почти одинаковый. Нас очень любят сравнивать с аналогичными англоязычными ресурсами, например с Classmates.com, но мы никогда не пойдем по их модели. Они берут деньги за основные функции — отправку сообщений и поиск новых друзей. Добавить нового друга можно только через общего друга или заплатив деньги. Мы будем предоставлять за деньги только дополнительные сервисы».

"Мы работаем только на медийном поле, рядом немножко не шьем" Через три года облик Москвы будет не узнать
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.