Около 8% проданных франшиз пришлось на иностранные компании в 2023 году
Более 90% всех проданных франшиз в прошлом году пришлось на российские компании. В то время как доля иностранных франчайзеров снизилась до 8%. Об этом свидетельствует исследование банка «Точка», который проанализировал более 800 тыс. товарных знаков в базе Роспатента.
Тренд на снижение количества проданных иностранными франчайзерами франшиз начался еще в 2021 г. Тогда 84% проданных франшиз принадлежало российским франчайзерам и 16% — зарубежным. В 2022 г. соотношение было 90 на 10%.
Начиная с 2016 г., количество продаж новых франшиз демонстрировало среднегодовой прирост на уровне 7%. Тем не менее, несмотря на общее увеличение, последние годы показали некоторое снижение: в 2021 г. было продано почти 22 тыс. франшиз, в 2022 г. — 20,2 тыс. и в 2023 г. — 20 тыс.
«Особенно интересной является динамика бизнесов, открытых по договорам коммерческой концессии. С 2016 г. количество таких бизнесов показало устойчивый рост, год к году увеличиваясь в среднем на 14%. Так, договоры коммерческой концессии продолжают быть востребованным механизмом для расширения и развития франчайзинга в России, несмотря на общие трудности рынка», — рассказали эксперты.
Кроме того, наблюдается тренд на сокращении количества торговых марок. В 2023 г. на каждый новый зарегистрированный бренд приходилось 37 прекращений действия существующих. В прошлом году всего зарегистрировано 637 новых торговых марок, в то время как количество ликвидированных достигло 23,5 тыс.
В топ-10 компаний с самым большим количеством действующих франшиз вошли 1С, «Инвитро», «Гемотест», «Subway», «Консультант Плюс», «Хеликс», «Додо», «Пив&Ко», «33 Пингвина» и Surf Coffee.