Снижение темпов роста потребительской активности оказалось временным


Тенденции | 15 Ноября 2011 12:03

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств*, номинальные расходы россиян** на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в октябре 2011 возросли на 10,5% по сравнению с сентябрем этого года. Такой же рост в октябре к сентябрю (10-11%) наблюдался и в три предыдущих года

В начале осени многие рыночные аналитики были настроены весьма тревожно. Этому способствовали европейские долговые проблемы, снижение курса рубля к доллару и евро на 10%, замедление темпов роста продаж легковых автомобилей в России. Данные по повседневному потреблению за сентябрь 2011 года тоже не внушали особого оптимизма.

Однако вопреки ожиданиям повседневная потребительская активность жителей крупных городов остается высокой. Снижение темпов роста в сентябре оказалось лишь временной заминкой, а октябрьские данные показывают уверенный рост.

По сравнению с октябрем 2010  года повседневные расходы горожан выросли на 17%, вернувшись к тренду, наблюдавшемуся с декабря по май, а также в сентябре. Летом темпы роста были значительно выше, но тогда сказался эффект «низкой базы» лета 2010 года. Рост повседневных расходов превысил инфляцию (8-9% годовых) в два раза. По сравнению с сентябрем 2008 года повседневные потребительские расходы возросли более чем в 1,5 раза (на 57%), обогнав инфляцию потребительского рынка (около 35% за три года) более чем в полтора раза.

График 1. Динамика средних затрат домохозяйств  на товары повседневного спроса (за весь период наблюдения 2008-2011 гг.)

100% = январь 2008

Снижение темпов роста потребительской активности оказалось временным
Источник: Ромир Gallup International

Активнее росли октябрьские расходы потребителей в Москве и крупных городах. В столице и городах-миллионниках рост расходов к сентябрю этого года составил 11,5%. В городах  с населением менее миллиона жителей повседневные расходы  выросли чуть скромнее - на 8,5%. По сравнению с октябрем прошлого года в Москве расходы выросли на 12%. В других городах зафиксирован рост расходов на 17-20%. За три года повседневные расходы в Москве и городах с населением более миллиона жителей возросли на 50%. В других городах – на 70-80%.

Медленнее всего растут повседневные расходы у «среднего класса». У семей со скромными, а также относительно высокими доходами повседневное потребление в октябре возросло на 13% по сравнению с сентябрем. А вот у представителей средней доходной группы – только на 5%. По сравнению с октябрем  прошлого года у более обеспеченных потребителей расходы выросли на 18,5%. У менее обеспеченных потребителей - на 16,5%. А у среднеобеспеченных - на 11,5%.

Если же за точку отсчета (100%) взять январь 2008 года, то окажется, что повседневные расходы представителей различных доходных групп в октябре 2011-го номинально возросли практически одинаково (в 2-2,3 раза). И опять же немного отстали семьи со средним уровнем дохода.
Неожиданным оказался рост размера среднего чека, который обычно происходит в декабре, во время активной подготовки россиян к Новому году. Размер среднего чека в октябре 2011 вырос на 7,5% по сравнению с сентябрем. Он показал второй по абсолютной величине результат за весь период наблюдений, уступив максимальному значению декабря 2010 года около 5%. Самый скромный показатель роста среднего чека на этот раз был зафиксирован в Москве – всего на 3%. Но в Москве средний чек вырос на 4,5% еще в сентябре. А вот в городах с населением более миллиона жителей в сентябре средний чек снизился на 2%, а в октябре вырос сразу на 10%. В городах с населением менее миллиона жителей в сентябре средний чек снизился на 4%, а в октябре – вырос на 5%. Т.е. – вернулся на уровень августа.

График 2. Динамика среднего чека за весь период наблюдения 2008-2011 гг.)

100% = январь 2008

Снижение темпов роста потребительской активности оказалось временным
Источник: Ромир Gallup International

По сравнению с октябрем 2010 года средний чек вырос на 13%.  При росте номинальных расходов на 17% это говорит о небольшом увеличении количества и/или частоты посещений магазинов. Россияне продолжают искать, где подешевле, посещая несколько магазинов.

Размер среднего чека можно назвать условно стабильным уже на протяжении двух лет. Исключениями за этот период стали только декабри 2009 и 2010 (резкое увеличение размера среднего чека, связанного с предновогодними покупками) и июль 2010 (резкое снижение среднего чека, объясняемое экстремальной жарой). А теперь  - и октябрь 2011.

Как и прогнозировалось в августовском обзоре, доля продуктов питания от общего размера повседневных покупок (без учета оплаты услуг и приобретения одежды, мебели и бытовой техники) уже в сентябре вернулась к привычным 72%, а непродовольственных товаров – снизилась до привычных же 28%. В октябре это соотношение также находилось в привычном диапазоне – 70 на 30.

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Ромир основана на данных потребления 10 000 потребителей, репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Ромир. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


Источник: Ромир

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама