Продажи легальной музыки продолжают сокращаться
Легальный аудиоконтент не становится популярнее у слушателей: его продажи в России в 2009 году снизились на 14,5%, до $374,6 млн, на фоне примерно десятипроцентного падения во всем мире
Падение легальных продаж аудиопродукции в России ускорилось, свидетельствуют данные агентства InterMedia: за прошедший год они сократились на 14,5%, до $374,6 млн, хотя в 2008 году снижение составило только 1,6%. Выручка от реализации официального аудиоконтента в мире сократилась в 2009 году на 10%, сообщалось ранее в отчете Digital Music Report, представленном Международной федерацией звукозаписывающей индустрии (IFPI).
Российский рынок обязан падением главным образом физическим носителям (компакт-дискам, аудиокассетам и прочим), продажи которых сократились сразу на 25%, до $300 млн. Цифровые продажи контента напротив почти удвоились — до $74,6 млн. Правда, на них приходится только 20% всего сбыта. При этом доля интернет-магазинов, предлагающих купить полные версии музыкальных треков, составляет около 5-10%, уточняет главный эксперт InterMedia Александр Тихонов. Остальные 90-95% — это мобильный контент: RBT (Ringback Tone — мелодия или песня, которую слышит звонящий абонент вместо гудков), рингтоны, реалтоны. Легальные продажи цифрового аудиоконтента растут во всем мире, хотя меньшими, чем в России, темпами: в прошлом году общемировые продажи увеличились на 12%, до $4,2 млрд.
В компании МТС (развивает интернет-магазин Omlet.ru) российский рынок цифровых продаж легального аудиоконтента оценивают выше — примерно в $150 млн за 2009 год. Рост связан в основном с тем, что сотовые операторы активно продвигали услугу RBT, считает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Данные InterMedia подтверждают, что доля этой услуги в цифровых продажах выросла за год с 56 до 75%.
Гендиректор Fidel.ru (по собственным оценкам, занимает около 25% на рынке интернет-продаж музыкальных треков в России) Борис Голиков соглашается с оценкой InterMedia. В 2009 году, по его словам, прирост цифровых продаж достигался в том числе за счет b2b: ряд компаний, таких как Nokia или Rover, готовы приобретать аудиоконтент, чтобы затем предоставить его своим пользователям на бесплатной основе. Такие темпы прироста сохранятся и в 2010 году, уверен господин Голиков, при этом пользователям будут предлагаться новые формы распространения контента, например платная подписка на архив аудиозаписей.
Наибольший ущерб легальным продажам наносят файлообменные сети и другие формы пиратства, например скачивание музыки с форумов и блогов. По всему миру 95% скачиваний музыки из интернета являются нелегальными, считают в IFPI. Не менее 95% составляют пиратские скачивания и в России, соглашается Ирина Осадчая.
Музыкальные издательства борются с нелегальным распространением контента в судах, но с переменным успехом. Так, 27 апреля кассационный суд Московского округа не стал штрафовать хостинг-провайдера за нелегальный контент, поддержав решение нижестоящего суда отклонить иск ООО "Контент и право" к ЗАО "Мастерхост". ООО пыталось взыскать с провайдера 200 тыс руб. компенсации за размещение на сайте zaycev.net (находится на серверах "Мастерхоста") песен на музыку Евгения Крылатова и Сергея Никитина. А уже 4 мая тот же суд принял противоположное решение, постановив взыскать штраф с интернет-холдинга Rambler Media по иску ООО "Первое музыкальное издательство" в связи с нелегальным распространением клипа на песню группы "Ляпис Трубецкой".
Источник: Коммерсантъ